Люди пользовались ветром всегда, со времён, когда ещё не были людьми. Ветер помогал раздувать огонь, выслеживать зверя, предсказывать погодные изменения, но чаще он всё же мешал делать, причём всё тоже самое. Так что первыми изобретениями, работающими с ветром, наверняка стали всяческие загородки от него. Ветер их нередко разрушал и уносил прочь. Так, глядя вслед за очередным улетающим забором, у человека появилась мысль использовать силу ветра себе во благо. Мысль, которая привела к изобретению паруса. Когда точно это произошло, науке неизвестно. Древние использовали для своих поделок органические материалы, которые плохо сохраняются в природной среде, но зато сохранились изображения на камне. Самым ранним из них признаётся настенный рисунок в гробнице древнеегипетской эпохи вблизи Мемфиса, возраст которого примерно равен 5 тысячам лет. Как можно разглядеть, конструкция парусника не слишком простая, поэтому, скорей всего, мы видим не самый первый парус, но продукт некоторого развития этой корабельной снасти, первой машины, преобразующей энергию ветра в механическое движение. В тоже время, нарисованный парус так же далёк и от совершенства, в последующем конструкция его улучшалась, и этот процесс продолжается до сих пор.
Почему первым был парус? Хотя временами ветер достигает разрушительной, смертоносной силы, чаще всего он очень слаб, а иногда и вовсе совсем стихает. Поэтому ветряные конструкции громоздки (чтобы собрать в них как можно больше ветра), но их отдача невелика. Водное же судно обладает большой грузоподъёмностью, а сдвинуть его с места легко. И пусть оно движется медленно, это нестрашно, ведь в нём можно перевозить большие объёмы грузов и совершенно "задаром". Для Древнего Египта, с его линейной географией, вытянутой вдоль Нила, такие перевозки были очень востребованы. Вниз по течению можно было идти своим ходом, но возвращаться вверх, несмотря на слабое течение этой равнинной реки, было обременительно. Особенно досаждали египетским бурлакам крокодилы. Так что, парус мог много помочь преодолеть путь из Нижнего Царства в Верхнее (в географическом смысле).
Шло время, паруса совершенствовались, парусники становились всё более быстроходными и грузоподъёмными. У сухопутных народов возникало желание использовать силу парусников на берегу. Но ползучий корабль бывает только в сказках. Слишком велико трение. Завалить корабль набок ветер ещё сможет, а вот сдвинуть его с места уже никак. Если только совсем сильный ураган, который случается очень редко. Хорошие колёса и ровная дорога могли бы помочь, но ветер так часто меняет своё направление, что заставить парусник двигаться по узкой дороге в одном и том же направлении, а не по широкой реке и, тем более, морю, совсем не просто. И всё же выход был найден, парадоксальный. Ветер должен приводить в движение парус, не сдвигая его с места. Парус должен вращаться вокруг неподвижной оси. Придумать такое не сложно, сложно извлечь из этой придумки какую-нибудь пользу, потому следующий шаг в покорении энергии ветра был сделан тысячелетия спустя после изобретения паруса.
Почему первым был парус? Хотя временами ветер достигает разрушительной, смертоносной силы, чаще всего он очень слаб, а иногда и вовсе совсем стихает. Поэтому ветряные конструкции громоздки (чтобы собрать в них как можно больше ветра), но их отдача невелика. Водное же судно обладает большой грузоподъёмностью, а сдвинуть его с места легко. И пусть оно движется медленно, это нестрашно, ведь в нём можно перевозить большие объёмы грузов и совершенно "задаром". Для Древнего Египта, с его линейной географией, вытянутой вдоль Нила, такие перевозки были очень востребованы. Вниз по течению можно было идти своим ходом, но возвращаться вверх, несмотря на слабое течение этой равнинной реки, было обременительно. Особенно досаждали египетским бурлакам крокодилы. Так что, парус мог много помочь преодолеть путь из Нижнего Царства в Верхнее (в географическом смысле).
Шло время, паруса совершенствовались, парусники становились всё более быстроходными и грузоподъёмными. У сухопутных народов возникало желание использовать силу парусников на берегу. Но ползучий корабль бывает только в сказках. Слишком велико трение. Завалить корабль набок ветер ещё сможет, а вот сдвинуть его с места уже никак. Если только совсем сильный ураган, который случается очень редко. Хорошие колёса и ровная дорога могли бы помочь, но ветер так часто меняет своё направление, что заставить парусник двигаться по узкой дороге в одном и том же направлении, а не по широкой реке и, тем более, морю, совсем не просто. И всё же выход был найден, парадоксальный. Ветер должен приводить в движение парус, не сдвигая его с места. Парус должен вращаться вокруг неподвижной оси. Придумать такое не сложно, сложно извлечь из этой придумки какую-нибудь пользу, потому следующий шаг в покорении энергии ветра был сделан тысячелетия спустя после изобретения паруса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий