среда, 29 марта 2017 г.

Солёный ветер

Пятая и последняя мельница проекта НАСА так и была названа: Mod-5. Действительно, давайте перечислим предыдущие: Mod-0, Mod-0a, Mod-1 и Mod-2. Была ещё WTS-4, которую также причисляют к этому ряду, но она не считается, потому что её привлекли задним числом, вне конкурса. Впрочем, её можно учесть, но тогда выкинуть Mod-0, как на рисунке внизу, который можно найти в Википедии. Обычная американская система нумерации, знакомая нам, например, по "Виндоус" (Windows 1, 2, 3, 95, XP, Vista, 7, 8, 10...). Всё у них так.

Линейка ветряков НАСА из отчёта НАСА для министерства энергетики, март 1984 года.

Как можно понять из картинки, Mod-5, это не конкретная машина, но очередной этап проекта (третий по счёту; первый закончился на Mod-1, а второй ограничился Mod-2). Предполагалось, что на новом этапе будет учтён опыт предыдущих, что позволит создать машину, вырабатывающую достаточно дешёвое электричество, чтобы конкурировать на рынке с электростанциями других типов. Была даже установлена целевая цена: 3,75 цента за киловатт-час. Летом 1980 года были заключены контракты с "ДжиИ" и "Боинг". Таким образом, планировались две машины; А и В, с роторами диаметром 400 и 420 футов и мощностью 6,2 и 7,2 МВт, соответственно. "ДжиИ" взялась сделать лопасти из дерева, а "Боинг" из разного другого добра, но ни одна из этих двух турбин так и не была изготовлена, осталось одно "и".

В декабре 1983 года "ДжиИ" вышла из проекта на стадии разработки, сославшись на отсутствие перспектив у ветроэнергетики, поэтому вошла в историю с большим ветряком, но бумажным. "Боинг" слегка поджался и сделал ветряк поменьше, зато настоящий (то самое "и"). Потом всё перепутали, как водится, и чудная картинка попала в Википедию, а могла бы быть такая:

Линейка ветряков НАСА из отчёта НАСА для министерства энергетики, март 1982 года.

Впрочем, такая картинка тоже неправильная, вернее будет такая, здесь и машины реальные и размеры тоже:

Линейка ветряков НАСА, как оно было на самом деле.

Ведь что было, то было, а чего не было, того не было. Время прекрасных прожектов минуло, настала пора предъявлять реальные машины. В виду вышесказанного любопытно отметить, что в открытом архиве НАСА есть подробный отчёт по несостоявшемуся Mod-5A, но нет такого же по Mod-5B (хотя он был выпущен в 1988 году). Тоже обычное дело. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Чертежи выпускаемого изделия и те часто существуют в нескольких вариантах, даже если изделие было выпущено в единственном экземпляре, что уже говорить об отчётах, их полно и половина из них -- финальные, не знаешь что класть в архив. Слегка утрирую, конечно, но в целом так. Теперь, с появлением безбумажного документооборота, ситуация значительно улучшилась, но проблемы остаются.

Mod-5B на Гавайях.
Строительство ветрогенератора завершилось в 1987 году. Место для него подобрали шикарное -- на Гавайских островах, в административном районе Кахуку (Kahuku) на острове Оаху (Oahu). На острове Оаху состредоточена почти вся жизнь Гавайских островов, тут тебе и столица -- Гонолулу, тут и Пёрл-Харбор, тут и "Парк Юрского периода" снимали. Соответственно, электропотребление большое, а генерация, что обычно для островов, дизельная, т.е., самая дорогая. К тому же здесь много ветра, поэтому неудивительно, что на острове появился ещё один ветряк НАСА (вслед за Mod-0a), ради такой уникальной локации оправданы командировки ещё и не в такую глушь.

Конструктивно Mod-5B был слегка увеличенной копией Mod-2, с одним, пожалуй, новшеством; его ротор вращался с переменной скоростью. При этом электрический ток от ветрогенератора поступал с постоянной частотой, которую обеспечивало специальное электронное устройство -- циклоконвертор. В этой схеме генератор имеет три вывода, напряжение на каждом переменное, сдвинутое по фазе относительно другого, классическая трёхфазная схема. Циклоконвертор смешивает три фазы в одну с заданной постоянной частотой. Для смешения используются электронные переключатели (тиристоры), работающие по определённой программе. Результирующий ток получается только похожим на синусоиду; прежде чем направить его в сеть, требуется дополнительное сглаживание, а там и дополнительные потери. В общем, схема получается с проблемами, за всё надо платить.

Сложение напряжений в циклоконверторе.
Поскольку Mod-5B похож на Mod-2, то полезно будет их сравнить [параметры Mod-2 даны в квадратных скобках[], если есть отличия].

Ротор
  • Диаметр 320 футов (97,5 метра) [300 футов (91,5 метра)]
  • 2 лопасти, на качельках
  • аэродинамический профиль НАСА 230ХХ
  • скорость вращения 12,9-17,3 об/мин [17,5 об/мин]
  • регулировка угла атаки на концах лопастей
  • высота оси 200 футов (61 метр)
  • наветренное расположение (на носу гондолы)
Редуктор
  • трёхступенчатый планетарный
  • передаточное отношение 103
  • гидравлическая муфта на высокоскоростной оси
Генератор
  • индукционный переменного тока с циклоконвертором на 60 Гц [синхронный переменного тока 60 Гц]
  • 3200 кВт [2500 кВт] активной мощности
  • 1330-1780 об/мин [1800 об/мин]
Гондола
  • активное управление курсовым углом
  • сервопривод
Башня
  • стальной цилиндр 
  • высота 59 метров
  • лестница для персонала
Рабочие характеристики
  • минимальная скорость ветра 12 миль/час (5 м/с)
  • номинальная скорость ветра 27,5 мили/час (12,5 м/с)
  • максимальная скорость ветра 45 миль/час (20 м/с)
Как говорят в подобных случаях: "Теперь с вишнёвым вкусом!" Но ирония не отражает всего существа дела. Редизайн не свёлся к одному только сомнительному циклоконвертору, на основании опыта были переработаны многие основные узлы, что заметно увеличило ресурс машины. В принципе, движение шло в правильном направлении, но, к сожалению, на том оно и прервалось.

В ежегодном докладе Международного энергетического агентства (IEA) по ветроэнергетике больших мощностей за 1989 год сохранилась информация о первом годе эксплуатации Mod-5B. Он начался в январе 1988 года и продолжился до самого конца, после чего с башни был снят генератор и тщательно очищен от осевшей на него морской соли. Солёный ветер, это не пустая метафора, а самая что ни на есть реальность. За год ветрогенератор отработал 5159 часов и намолотил 5,954 млн. кВт-ч. Тем самым, его коэффициент мощности (capacity factor) составил 21%. В прошлом посте про шведские спички эта величина уже вычислялась как отношение средней мощности к номинальной, там она получилась около одной трети. 21% заметно хуже, то тоже в пределах большинства современных величин (от 20 до 40%).

После установки воздушного фильтра, в последующие девять месяцев генератор работал с коэффициентом мощности 26%. Всего за два года он находился в эксплуатации 10252 часа и выдал 12,802 млн. кВт-ч. Также сообщается, что в процессе производилось устранение неполадок в управлении курсовым углом и в прочей механике. Дальнейшая судьба Mod-5B известна без технических подробностей. Проработал он до 1996 года, после чего остановлен по причине финансовых трудностей, с чем они были связаны, не уточняется. Сдан в утиль в 1998 году, министерство энергетики взяло себе на память редуктор с генератором. На этом и закончилась почти двадцатилетняя программа НАСА, на которую было израсходовано 330 миллионов долларов США. В общем-то, не так уж и много, с чем не сравнивай, если только не со стоимостью полученного электричества, но ведь это была исследовательская, а не коммерческая программа.

8 комментариев:

kachur_donald комментирует...

воздушный фильтр! он что собою представляет и где именно устанавливается? соль из воздуха вычистить - это ж как надо исхитриться.

Ночной директор солнечных часов комментирует...

генератор воздухом охлаждался, значит фильтр ставился где-то на входе в систему охлаждения. а представлял он из себя, наверное, что-то простенькое и уже готовое, что-нибудь из морской техники. какая-нибудь пакля-шмакля.

Анонимный комментирует...

Запутался в предпоследнем абзаце.
Если средняя мощность: 5954/5159 = 1,15, то коэф. мощности: 1,15/3,2 = 0,36.
?
Борис

Ночной директор солнечных часов комментирует...

Я относил к году. То, что он простаивал значительную часть времени, это его проблемы, а не потребителя. Ремонт не сильно улучшил его операционную доступность, которая выражается в отработанном времени. И это проблема конструкции.

Анонимный комментирует...

Просто в других главах вы относили к реальному времени работа.

Ночной директор солнечных часов комментирует...

Мои познания менялись по мере написания. Этот текст даже не черновик, а заметки на полях по мере изучения предмета.

Анонимный комментирует...

А до Мод-5 были установки с переменной скорость вращения?
И в чём примущества такого решения, оно стало сегодня применяться?
Борис

Ночной директор солнечных часов комментирует...

Тут не столько преимущества переменной скорости играют роль, сколько недостатки постоянной частоты вращения. Она потребовалась из-за использования синхронных генераторов переменного тока. Стабилизация частоты требует дополнительных усилий, поскольку ветер переменный. Первые генераторы выдавали постоянный ток, у них не было проблем со стабилизацией, частота вращения была переменной. Постоянный ток, который они выдавали, имел низкое напряжение. Для маломощных генераторов это некритично, поскольку токи тоже небольшие. При увеличении мощности токи растут, а с ними и потери в сети. Переменное напряжение можно повышать простым трансформатором, уменьшая ток и сокращая потери. Поэтому при увеличении мощности ветряков их создатели переходили на генераторы переменного тока, а такие были преимущественно синхронные. Тут я вторгаюсь в область электротехники, в которой плохо разбираюсь. Юуль взялся использовать асинхронный генератор, поэтому у ротора его машины была переменная скорость. Это решение вошло в «датский концепт», и ветряки первых датских производителей тоже не стабилизировались по частоте вращения, она только ограничивалась предельной, для предотвращения разрушения. У асинхронного генератора есть свои недостатки. У машины Андрё частота вращения ротора была переменной, хотя генератор синхронный, но он решал эту проблему за счёт «коробки передач». В Mod-5 пошли другим путём, они генерили так называемый «дикий ток» с переменной частотой, напряжением и силой тока. Его требовалось преобразовывать в ток постоянной частоты, а для этого был нужен преобразователь на сильноточной электронике. Она появилась только в 60-х годах, а стала доступной ещё позднее. Генератор Твинд тоже выдавал дикий ток и там тоже использовался преобразователь. Частота вращения современных машин тоже переменная, там генераторное хозяйство ещё более «умное» и везде разное. В общем, необходимость стабилизировать частоту вращения была связана исключительно с использованием синхронных генераторов.