Мельница Кристиана Риисагера в Датском музее энергетики. |
Начался его бизнес в 1975 году, когда 45-летний Кристиан взялся найти замену водяной мельнице на своём участке, потому что летом ручей, которым она питалась, пересыхал. Каким-то образом (есть мнение, что через сына-лётчика) Кристиану попало в руки подробное описание мельницы на Гедсере, сделанное самим Юулем. Плотник сделал деревянный ротор, такой же как у Юуля, только меньше размером, остальное же выполнил наиболее простым и традиционным способом. На фото слева можно разобрать, что мельница выставлялась по ветру с помощью виндрозы, а генератор лежал на земле, усилие же к нему со стороны ротора передавалось через вертикальный вал -- уже позабытое к тому времени решение, но обычное на старинных мукомольных мельницах.
Первая мельница была маленькой, на 7 кВт, и совсем не предназначалась для использования другими лицами, но... Кристиан самовольно подключил её к распределительной сети. Генератор-то был асинхронный, ему нужен был переменный ток для возбуждения электромагнитов. Счётчик электричества в доме Кристиана закрутился в противоположную сторону, и теперь уже не он должен был сети, а она ему. Жалоб от соседей, которых Кристиан добросовестно опросил, не поступило, и в апреле 1976 года он получил официальное разрешение на подключение, что можно считать датой начала работы частной ветряной электростанции Риисагера.
Об электростанции прознали журналисты, и один из них, с говорящей фамилией Мёллер (Torgny Møller), не только лично посетил Риисагера, но и заказал у него турбину для собственных нужд. В последствии Мёллер сыграл заметную роль в популяризации ветроэнергетики, так например, он издавал ежемесячник Windpower Monthly, старейший и наиболее авторитетный на сегодняшний день журнал по этой тематике, но тот его поступок по сути дал начало современному рынку ветряных турбин. Риисагер взял в помощь своего приятеля Эрика Нильсена (Erik Nielsen), и вдвоём они к ноябрю 1976 года закончили новую 22-киловаттную турбину. Вскоре поступил ещё один заказ от знакомого Мёллера, затем другой... В 1979 году Риисагер продал права на производство фирме Windmatic (поглощена в 1988 году). Сотрудничество с фирмой продолжалось четыре года, пока не поссорились. Затем Риисагер самостоятельно работал над проектом 45-киловаттной турбины на севере Ютландии, из которого ничего не вышло, после чего переехал к своему сыну на Фарерские острова, что между Исландией и Европой. Там у него тоже был проект на 120 киловатт, но и он продолжения не получил -- цены на нефть пошли вниз. Кристиан вернулся к плотницкой мастерской, с которой не расставался до самой своей смерти в 2008 году.
Кристиан Риисагер не был единственным частным предпринимателем 70-х, кто обратился к производству ветрогенераторов, он даже не был первым. Точное количество этих людей неизвестно, но счёт им шёл на сотни. На сайте "Ветер перемен" можно посмотреть на творения некоторых из них. Имя Риисагера стоит обособлено потому, что ему удалось наладить относительно массовое производство, а также, по всей видимости, благодаря неким его личностным качествам, о которых трудно судить людям, не бывшим с ним знакомыми, мемуары же о нём неизвестны. Движение "самодельщиков", охватившее Данию, создало сообщество по обмену идеями и опытом, взрастившее, в свою очередь, профессиональную среду массовых производителей, которых просто не было в середине 70-х.
И тут впору обратить внимание на некоторый щекотливый момент... На этих страницах прежде неоднократно утверждалось, что коммерчески успешными на рынке могут стать только турбины большой мощности (от 0,5 МВт), в то время как турбины датских родоначальников не дотягивали даже до средней мощности (от 100 кВт), как такое может быть? Всё так, поскольку прежде речь шла о рынке электроэнергии, первые же датские "самовары" торговались на рынке мечты. Покупатели и не думали получать с них прибыль, скажу больше, они не рассчитывали на безупречную работу чудо-агрегатов. По счастью, Дания страна зажиточная, электричество здесь традиционно дорогое, желающих приобрести модную и общественно полезную игрушку, от которой, всё же, будет и некоторой частный толк, нашлось немало. Покупают же люди домашних собак даже в тех странах, где собаку запросто можно подобрать на улице. Конечно, если такая собака будет стоить как слон или мегаваттный ветрогенератор, то покупателей станет намного меньше...
В нашей стране, где капитализму учились по книжкам "Незнайка на Луне", "Чипполино" и тому подобным, принято подсмеиваться над "невидимой рукой рынка" и приравнивать её к Деду Морозу. Самой руке на это отношение, конечно же, наплевать. Один из законов рынка: спрос рождает предложение. Спрос возник и предложение родилось совершенно неожиданным и непредсказанным образом где-то в богом позабытой Дании, несмотря на все преграды и трудности. Несмотря на отсутствие продукта как такового! Конечно же, такой, в некотором роде, лохотрон долго продолжаться не мог. Но невидимая рука не дремала. Менялись, соревнуясь друг с другом, продавцы, совершенствовали свои продукты, менялся спрос покупателей, открывались новые возможности, не только в маленькой Дании, но и в других странах и на других континентах...
4 комментария:
А как управлялась установка Риисагера?
На фото пытался рассмотреть лопасти. Кажется они неповоротные.
Тогда что у неё от Гедсера?!
Так и у Гедсера они неповоротные. Это датский концепт, скопированный с Гедсера.
Спасибо.
Но у Гедсера хотя бы были тормоза аэродинамические на концах лопасти.
а этот тогдо выходит работает как мой на даче на 200 Вт китайский. Как сумасшедший.
Борис
У этого тоже тормоза, красные концы лопастей поворачиваются при достижении критической скорости и тормозят.
Отправить комментарий