Транспортировка лопасти турбины Твинд. |
Цитатник Мао Дзэдуна на датском языке. |
Изготовление лопасти Твинд. |
"Тренировочная" турбина, Фото Erik Grove-Nielsen. |
Ротор
- Диаметр 54 метра
- 3 лопасти
- максимальная скорость вращения 21 об/мин
- регулировка угла атаки поворотом лопасти
- ось ротора от винта нефтяного танкера, позаимствована на верфи Роттердама
- высота оси 53 метра
- заветренное расположение (на корме гондолы)
- серийный ASEA, модель 1958 года, найден на шведской медной шахте
- передаточное число 20
Генератор
- серийный ASEA, модель 1954 года, со шведской бумажной фабрики
- синхронный
- 1725 кВт активной мощности
Гондола
- активное управление курсовым углом
- железобетонная
- высота 53 метра
- лифт для персонала
- масса 1620 тонн
Рабочие характеристики
- минимальная скорость ветра 2,5 м/с
- номинальная скорость ветра 8 м/с
- максимальная скорость ветра 21 м/с
- средняя скорость остановки 16 м/c
- годовая выработка 0,5 миллиона кВт-ч
- полное время работы 150540 часов (на конец 2014 года)
- полная наработка энергии 20 млн. кВт-ч
Организационно проект Твинд вполне соответствовал новейшему времени, поэтому нельзя назвать его главного автора, роль лидера проекта (коим был Петерсен) сводилась к чисто управленческим действиям. Эпоха "генеральных конструкторов" ушла в прошлое. В общем-то, уже руководители проектов 30-х годов были скорее менеджерами, чем инженерами, но какая-то инерция оставалась, причем не всегда хорошая. Я имею в виду, что генеральные не всегда грамотно вторгались в техническое творчество участников проекта со своими оригинальными "задумками". Управленческая культура руководителя большого инженерного проекта требует от него способности оценить работу участников проекта, а не делать её самому. По всей видимости, Петерсен обладал необходимой культурой. Так, основным техническим консультантами проекта выступали Датская национальная лаборатория энергетики из возобновляемых источников (Risø) и Датский технический университет. Они самостоятельно разрабатывали ветряные турбины, но ничего подобного Твинд у специалистов не получилось. Ковчег построили любители. Специалистам не хватило грамотного выбора необходимых технических решений, т.е., менеджмента. Звучит неубедительно? Ни одна турбина профессионалов не имела лопастей Хюттера, хотя они прекрасно знали о немецком изобретении, но хотели смастерить что-то своё.
Помимо несомненно удачных выборов технических решений в проекте случались также неудачные и сомнительные. Неудачным оказался первоначальный редуктор, его сразу же пришлось заменить из-за высокого уровня шума и вибраций. Что было непросто, работать приходилось на высоте, в прямом смысле слова, башня Твинд падать ниц как эоланка не умела. Кстати, при монтаже и ремонте агрегатов турбины использовались подъёмные краны, как и на современных турбинах. Установкой заведовала компания Klose Kraner (часть промышленной группы BMS из Holstebro), это был первый её шаг к лидерству на рынке ветряных турбин, хотя компания его не помнит. Ай-я-яй. На фотографии слева можно видеть процесс установки лопасти. Нынешняя технология предполагает горизонтальное положение лопасти при монтаже, здесь же она висит под углом, хотя и под малым. Почему так не знаю, но крылья к ветряным мельницам устанавливали совсем иначе -- отвесно вниз, поднимая их с земли, кранов-то не было, так что технология Твинд ближе к современной.
К сомнительному выбору я бы отнёс саму башню. То, что она не умела падать, это ей большой плюс, на самом деле, а вовсе не минус, как можно было бы подумать из предыдущего замечания. Не затем воздвигают башни, чтобы они падали. Но полторы тысячи тонн, это многовато будет, хотя кашу маслом не испортишь, конечно, вопрос в цене. Динамический расчёт башни провёл Ханс Йорген Лундгард Ларсен (Hans Jørgen Lundgaard Laursen), башня у него получилась основательная, как и его имя. Именно на её основание я и хотел бы обратить особое внимание. Башни из бетона мало теперь кто строит, более того, даже у бетонной башни верхушку стремятся сделать стальной, металл лучше держит изгиб (у Останкинской башни, кстати, верхушка тоже стальная). Зато конический железобетонный фундамент, практически точно такой же как у Твинд, самое ходовое решение для наземных ветряных турбин. Конус делают меньшей высоты (башни не такие тяжёлые) и закапывают его в землю на всю высоту,а не наполовину как тёщу, в остальном же, это тот же самый дизайн Ханса Йоргена. Подставка оловянного солдатика, как бы я назвал этот фундамент. Думаю, что каждый датчанин читал сказку про одноногого солдатика.
Среди прочих создателей Твинд, всех которых не перечесть, я бы ещё отметил профессора Технического университета Копенгагена Ульрика Краббе (Ulrik Krabbe), который вместе со своими студентами разработал электрику станции Твинд. Задача перед ними стояла непростая. Мощность турбины большая и переменчивость её, соответственно, тоже. Ну, и все остальные тоже молодцы. Лица некоторых участников проекта можно увидеть на фотографиях сайта "Ветер перемен".
И всё таки, главное достижение станции Твинд, это её долговечность. За время эксплуатации случались поломки. Вот их краткий список:
1989 -- замена подшипника одной из лопастей
1993 -- замена всех трёх лопастей и двух оставшихся подшипников (т.е., после 15 лет службы)
1999 -- покраска в нынешнюю красно-белую расцветку
2000 -- модернизация курсового механизма и управляющих систем
2004 -- замена ещё одного подшипника лопасти
2015 -- увеличение мощности и установка дополнительного преобразователя частоты.
Как можно видеть, основная проблема -- подшипники лопастей, наиболее нагруженный и, в тоже время, точный узел всей конструкции. Тем не менее, они ходили по десять лет даже такие, созданные не пойми кем, в спешке, без предыдущего опыта эксплуатации. Многие важные узлы и вовсе были подобраны на помойке, но к ним никаких претензий. Это по технике, а с наработкой всё сложнее.
Во-первых, если мы поделим отработанные часы на время эксплуатации (40 лет), то увидим, что простои турбины составляют примерно половину времени эксплуатации, что многовато. Очевидно, что в её истории случались длительные и/или частые остановки. Во-вторых, средняя мощность всего 133 кВт, т.е., менее 10% от максимальной. Тут явный не то чтобы просчёт... но, скорее, перестраховка создателей, как и в случае с башней. Опыта не было, поэтому турбина была оптимизирована на слабый ветер, а он, сами знаете... При сильном же ветре турбина обычно останавливалась, отсюда средняя скорость ветра при остановке -- 16 м/c. При таком ветре работать бы и работать, но надёжность была избрана приоритетом, поэтому и дублируемая система тормозов, поэтому и прослужила 40 лет. Тише едешь, дальше будешь.
Что же касается экономики... Она всегда была слабым местом Петерсена. Если умножить наработку на нынешнюю цену электричества в Дании, то получится около 45 миллионов крон. Но как это сопоставить с заявленными тратами в 6,5 миллионов? В Дании была сильная инфляция, причём как раз в конце семидесятых и в восьмидесятых годах. Кроме того, ремонт, эксплуатационные расходы, банковский процент... Нужно также иметь в виду, что стоимость электричества в Дании одна из самых высоких в мире (0,3 евро за кВт-ч). А бесплатный труд волонтёров? А уникальный дизайн? Общее же впечатление такое, что станция пока не окупилась. Ну так что ж, у неё ещё есть время, ведь она пока работает.
Стойкий оловянный солдатик на исходе четвёртого десятка лет своей службы:
Установка лопасти Твинд, 1978 год. Фото с сайта "Ветры перемен". |
К сомнительному выбору я бы отнёс саму башню. То, что она не умела падать, это ей большой плюс, на самом деле, а вовсе не минус, как можно было бы подумать из предыдущего замечания. Не затем воздвигают башни, чтобы они падали. Но полторы тысячи тонн, это многовато будет, хотя кашу маслом не испортишь, конечно, вопрос в цене. Динамический расчёт башни провёл Ханс Йорген Лундгард Ларсен (Hans Jørgen Lundgaard Laursen), башня у него получилась основательная, как и его имя. Именно на её основание я и хотел бы обратить особое внимание. Башни из бетона мало теперь кто строит, более того, даже у бетонной башни верхушку стремятся сделать стальной, металл лучше держит изгиб (у Останкинской башни, кстати, верхушка тоже стальная). Зато конический железобетонный фундамент, практически точно такой же как у Твинд, самое ходовое решение для наземных ветряных турбин. Конус делают меньшей высоты (башни не такие тяжёлые) и закапывают его в землю на всю высоту,
Дети цветов на строительстве фундамента башни Твинд, фото сайта электростанции Твинд. |
И всё таки, главное достижение станции Твинд, это её долговечность. За время эксплуатации случались поломки. Вот их краткий список:
1989 -- замена подшипника одной из лопастей
1993 -- замена всех трёх лопастей и двух оставшихся подшипников (т.е., после 15 лет службы)
1999 -- покраска в нынешнюю красно-белую расцветку
2000 -- модернизация курсового механизма и управляющих систем
2004 -- замена ещё одного подшипника лопасти
2015 -- увеличение мощности и установка дополнительного преобразователя частоты.
Как можно видеть, основная проблема -- подшипники лопастей, наиболее нагруженный и, в тоже время, точный узел всей конструкции. Тем не менее, они ходили по десять лет даже такие, созданные не пойми кем, в спешке, без предыдущего опыта эксплуатации. Многие важные узлы и вовсе были подобраны на помойке, но к ним никаких претензий. Это по технике, а с наработкой всё сложнее.
Во-первых, если мы поделим отработанные часы на время эксплуатации (40 лет), то увидим, что простои турбины составляют примерно половину времени эксплуатации, что многовато. Очевидно, что в её истории случались длительные и/или частые остановки. Во-вторых, средняя мощность всего 133 кВт, т.е., менее 10% от максимальной. Тут явный не то чтобы просчёт... но, скорее, перестраховка создателей, как и в случае с башней. Опыта не было, поэтому турбина была оптимизирована на слабый ветер, а он, сами знаете... При сильном же ветре турбина обычно останавливалась, отсюда средняя скорость ветра при остановке -- 16 м/c. При таком ветре работать бы и работать, но надёжность была избрана приоритетом, поэтому и дублируемая система тормозов, поэтому и прослужила 40 лет. Тише едешь, дальше будешь.
Что же касается экономики... Она всегда была слабым местом Петерсена. Если умножить наработку на нынешнюю цену электричества в Дании, то получится около 45 миллионов крон. Но как это сопоставить с заявленными тратами в 6,5 миллионов? В Дании была сильная инфляция, причём как раз в конце семидесятых и в восьмидесятых годах. Кроме того, ремонт, эксплуатационные расходы, банковский процент... Нужно также иметь в виду, что стоимость электричества в Дании одна из самых высоких в мире (0,3 евро за кВт-ч). А бесплатный труд волонтёров? А уникальный дизайн? Общее же впечатление такое, что станция пока не окупилась. Ну так что ж, у неё ещё есть время, ведь она пока работает.
Стойкий оловянный солдатик на исходе четвёртого десятка лет своей службы:
4 комментария:
три крайние сказки представляются мне особенно прекрасными. чудится в твиндовском подходе к строительству мельницы если не идея правильного мироустройства, то хотя бы зародыш её, нестыдный способ совместить пользу и удовольствие, что-то от мокрецовых воспитанников...
в общем, понимаю, что подвигло Дэвида Ровикса написать балладу.
синхронный генератор только смущает.
что на помойке нашли, то и поставили. насколько я понимаю, ток от гены не только переменной мощности, но и частоты. его вначале выпрямляют, а затем снова преобразуют в переменный постоянной частоты. такое и теперь кое-где делают.
А что они взяли от Гедсера, кроме трёх лопастей, что несомненно важно?
Борис
Самое главное, что они взяли, на мой взгляд, это энтузиазм. Что же касается техники, то большой ветряк Твинд мало похож на Гедсер, в отличие от «малого тренировочного». Тот соответствовал «датскому концепту»; три неподвижные лопасти с ограничением скорости отрывом потока и воздушными тормозами, наветренное расположение ротора, асинхронный генератор. С него делали свои машины первые датские производители. Большой Твинд так и остался памятником техники, немного в стороне от основного тренда.
Отправить комментарий