Mod-0, 1975 год. |
В соответствии с программой ветроэнергетики
предполагалось создание турбин большой мощности (более мегаватта), оценка
экономической эффективности ветроэнергетики, ветроразведка США, а также
передача результатов исследований бизнесу. На крупный же бизнес были
возложены и основные производственные, да и отчасти исследовательские работы
тоже.
Уже к сентябрю 1975 года была готова первая
экспериментальная установка, получившая название Mod-0.
Её разместили неподалёку от города Сэндаски (Sandusky, к славянским
фамилиям не имеет никакого отношения) в штате Огайо, на севере страны. Лопасти для турбины были
созданы знаменитой авиационной фирмой Локхид (Locheed Aircraft
Corp., ныне Locheed Martin),
известной многими замечательными машинами, среди них, в частности, тяжёлый
транспортный самолёт "Геркулес" (92 пассажира или 2 БМП),
разработанный ещё в 1954 году и выпускаемый до сих пор. Сам же ветрогенератор
строился фирмой Вестингауз (Westinghouse Electric Co.). В чертах ветряка Mod-0 угадывалась машина Смита-Путнама,
но с нововведениями.
Ветряк Mod-0a и самолёт "Геркулес" в одном масштабе. Размер в метрах (футах). |
Если образцом для изготовления лопастей турбины
Смита-Путнама послужил железнодорожный вагон из нержавейки, то Локхид
использовал свой авиационный опыт. Лопасти у него получились похожими на крылья
самолёта и сделаны были из летучего металла -- алюминиевого сплава. Благодаря
ему их удалось сделать почти на порядок легче лопастей Смита-Путнама. Крепились
лопасти к оси проще, чем у предшественника, но надёжнее; основание алюминиевой лопасти
через стальное кольцо было привинчено болтами к ступице (в сущности, тоже
фланцевое соединение, что и у Хюттера). Управление углом атаки осуществлялось
гидравлическим приводом. Оболочка гондолы также была выполнена из нового
материала -- стекловолокна. Ферменная башня с лифтом и лестницей были похожи на
довоенные. Однако, всё это мы уже видели в других
исполнениях.
Действительным нововведением оказалось микропроцессорное управление ветряком. Человек XXI века, взглянув на вычислительное оборудование Mod-0, усомнился бы в правомерности употребления приставки микро- в таком контексте. Тем не менее, это действительно были микропроцессоры, поскольку они были собраны из микросхем, каждая из которых состояла из множества микроскопических транзисторов. Компьютерами их и тогда не называли, поскольку у них была узкая сфера применения -- управление механизмами в реальном времени. Такой прообраз "умных вещей". НАСА для своих ветряков использовала микропроцессоры фирмы Диджитал Экьюпмент (Digital Equipment Corp., DEC, ныне Hewlett-Packard) серии PDP-11 (модификации 34 и 04). Процессоры анализировали показания анемометра, определяли параметры электрической цепи, выставляли угол лопастей через устройства телемеханики, отслеживали аварийные ситуации; руководили всей работой ветряка, от старта до останова. (В первой серии ветряков курсовой угол выставлялся независимо от процессора, с помощью аналоговой системы). Практика цифрового управления ветрогенератором прижилась и дошла до наших дней, поэтому вполне может быть оценена как отдельное большое достижение в истории ветроэнергетики.
Действительным нововведением оказалось микропроцессорное управление ветряком. Человек XXI века, взглянув на вычислительное оборудование Mod-0, усомнился бы в правомерности употребления приставки микро- в таком контексте. Тем не менее, это действительно были микропроцессоры, поскольку они были собраны из микросхем, каждая из которых состояла из множества микроскопических транзисторов. Компьютерами их и тогда не называли, поскольку у них была узкая сфера применения -- управление механизмами в реальном времени. Такой прообраз "умных вещей". НАСА для своих ветряков использовала микропроцессоры фирмы Диджитал Экьюпмент (Digital Equipment Corp., DEC, ныне Hewlett-Packard) серии PDP-11 (модификации 34 и 04). Процессоры анализировали показания анемометра, определяли параметры электрической цепи, выставляли угол лопастей через устройства телемеханики, отслеживали аварийные ситуации; руководили всей работой ветряка, от старта до останова. (В первой серии ветряков курсовой угол выставлялся независимо от процессора, с помощью аналоговой системы). Практика цифрового управления ветрогенератором прижилась и дошла до наших дней, поэтому вполне может быть оценена как отдельное большое достижение в истории ветроэнергетики.
Традиционно приведу основные характеристики получившегося ветряка. (Интересно сравнить его мощность с мощностью двигателей самолёта "Геркулес" -- 14000 кВт.)
Ротор
- Диаметр 125 футов (38,1 метра)
- 2 лопасти, на фланцевых соединениях
- длина лопасти 18 метров (59,9 футов)
- вес лопасти 907 кг (2000 фунтов)
- скорость вращения 40 об/мин
- регулировка угла атаки поворотом лопасти
- высота оси 100 футов (30,5 метров)
- заветренное расположение (на корме гондолы)
Редуктор
- передаточное отношение 45
- параллельная конфигурация осей
- гидравлическая муфта на высокоскоростной оси
Генератор
- синхронный переменного тока 60 Гц
- 125 кВА (200 кВт)
- 1800 об/мин
- 480 В
Гондола одной из турбин серии Mod-0а. |
- ферменного типа
- высота 100 футов (30,5 метров)
- лифт для персонала
- масса 20 тонн
Рабочие характеристики
- минимальная скорость ветра 8 миль/час (3,6 м/с)
- номинальная скорость ветра 18 миль/час (8 м/с)
- максимальная скорость ветра 40 миль/час (17,9 м/с)
Регулировка мощности была организована таким образом, что при малой скорости ветра она росла по обычному кубическому закону, а по достижению 8 м/с мощность становилась постоянной, равной 200 кВт. При скорости 17,9 м/с турбина выключалась, включалась вновь только при падении скорости ветра до 11,1 м/с. Аналогично происходило при слабом ветре -- отключение при 3,6 м/с, включение при 5,8 м/c. Можно сказать, что мощность турбины была искусственно "задавлена", что разумно для опытного изделия.
Лопасть турбины Mod-0 в цеху. |
Первые же испытания показали, что с Mod-0 что-то не так. Поэтому наработка для этой турбины не указана, в ней нет смысла. Испытания перешли
в долгую цепь экспериментов по совершенствованию конструкции. В ходе этой
работы были построены новые ветряки, на новых площадках, а первый из них, в
Сэндаски, стал экспериментальным полигоном, на котором отрабатывались новые технические
решения. Но об этом позже, в новом году уже теперь, как понимаю.
3 комментария:
что же, что с ней не так? *заинтригована*
может и хорошо, что в новом году, в нём тоже сказки нужны.
А что скрывает название Mod?
Борис
Я не встречал объяснения, но вероятно это сокращение от Module. Среди стандартных сокращений НАСА такое есть.
Отправить комментарий