Созвездие Mod-2, фото НАСА. |
Монтаж ротора Mod-2, архив НАСА. |
Схема ступицы Mod-2, из архива НАСА. |
Монтаж башни Mod-2, из архива НАСА. |
Стальная башня Mod-2 поднималась над землёй на 59 метров и была 3 метров в диаметре наверху и 6,4 метра внизу. Кроме того, чем уже американцы заслуженно гордятся, они поработали над тем, чтобы обезопасить башню от возможных резонансов со стороны ротора. Жёсткость башни просчитали такой, чтобы её собственная частота колебаний была в 1,3 раза больше частоты вращения ротора. Европейские же "самоварщики" делали всё без детальных расчётов, "по наитию", исходя из принципа "где сломалось, там усилить".
Коробку передач изготовили в Швеции, в славном городе Финспонг, на заводе Stal-Laval Turbine AB (ныне принадлежит Сименс). Коробка тоже инновационная, планетарная, облегчённая. Генератор синхронный на 2,5 МВт, 60 Гц, 1800 об./мин. Гидравлический привод установки курсового угла. Микропроцессорная система управления: 12 килобайт программной памяти, 4 килобайта оперативки, хватит на всё! С турбины снималась телеметрия с частотой 10 Гц, что позволяло подавать управляющие импульсы на лопасти с частотой 1 Гц. Вот так, в общих чертах.
Ротор
- Диаметр 300 футов (91,5 метра)
- 2 лопасти, на качельках
- аэродинамический профиль НАСА 230ХХ
- скорость вращения 17,5 об/мин
- регулировка угла атаки на концах лопастей
- высота оси 200 футов (61 метров)
- наветренное расположение (на носу гондолы)
Редуктор
- трёхступенчатый планетарный
- передаточное отношение 103
- гидравлическая муфта на высокоскоростной оси
Генератор
- синхронный переменного тока 60 Гц
- 2500 кВт активной мощности
- 1800 об/мин
Внутри башни, на самом верху, из архива НАСА. |
Гондола
- активное управление курсовым углом
- сервопривод
- стальной цилиндр
- высота 59 метров
- лестница для персонала
- общая масса с турбиной 75 тонн
Рабочие характеристики
- минимальная скорость ветра 12 миль/час (5 м/с)
- номинальная скорость ветра 27,5 мили/час (12,5 м/с)
- максимальная скорость ветра 45 миль/час (20 м/с)
- полное время работы трёх ветряков в сумме 10321 часов
- средняя мощность 1,296 МВт
- полная наработка энергии ветропарком 13,379 млн. кВт*ч
Уже через три недели после начала совместной работы троицы, 8-го июня 1981 года, первый из агрегатов, WTS-1, потерпел аварию. Во время испытания системы аварийной остановки что-то пошло не так (поворотные части лопастей не повернулись по причине засора в клапанах), что при отключённом генераторе привело к раскрутке ротора до 30 об/мин и к повреждению силового привода. Выявление причин, устранение последствий и внесение изменений в конструкцию и регламент работы всех трёх ветряков заняло почти полгода. Через год после возобновления работы, в ноябре 1982 года, WTS-1 уже самостоятельно остановился во время порывистого ветра, достигавшего скорости 18 миль в час (8 м/с). В главной, низкоскоростной оси ротора была обнаружена усталостная трещина, соединявшая многочисленные отверстия для крепежа (ещё бы, сколько на ось повесили). Тут надо понять, что это повреждение, фактически, явилось запоздалой расплатой за выбор двухлопастной схемы ротора. Были и другие неполадки, это уже по мелочи, с ними три WTS отработали до конца 1985 года, после чего были демонтированы. Три, потому что был ещё один, WTS-4, но это уже совсем другая машина с другой историей.
Критики проекта НАСА из числа европейских ветропромышленников утверждают, что проекты НАСА ничего путного не принесли, ибо не создали промышленного прототипа. Последнее верно, но из него никак не следует первое. Козьма Прутков наставлял: "Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые..." Специалисты НАСА неукоснительно следовали рекомендациям директора Пробирной палатки, и наблюдения, ими оставленные, впоследствии премного способствовали созданию ветряков мегаваттной мощности. С таким же успехом можно утверждать, что ничего путного после себя не оставили первые европейские ветропроизводители, ведь их самовары с экономической точки зрения были ничтожны, а от полного разорения этих капиталистов спасли европейские правительства и хлорофилловые марксисты. Поэтому, перейдём к конструктиву.
План ветропарка Гудноэ Хиллз, из архива НАСА. |
Первым делом в НАСА определили производительность турбин и зависимость её от скорости ветра (выше, рядом с итоговой таблицей приведена картинка с экспериментальными данными). Ведь одно дело теория, а другое -- практика. Ветряных турбин такой большой мощности прежде не существовало. Имея такую зависимость, можно было изучать различные эффекты. В частности, изучили влияние ветряков друг на друга, кильватерный эффект. Ветряки были расставлены по вершинам неправильного треугольника со сторонами в 5, 7 и 10 диаметров ротора турбины (456, 641 и 915 метров, соответственно). Поэтому расстояние между стоящими друг за другом турбинами менялось в зависимости от направления ветра, но не в том смысле, что ветряки бегали по полю, просто каждый раз для замеров бралась подходящая пара, та, что стояла вдоль направления ветра. Из наблюдений было определено, что уже на расстоянии между ветряками в 7-10 диаметров их роторов ослабления мощности из-за кильватерного эффекта не происходит, хотя след, очерченный специальным дымом, простирается на много большие расстояния. Современные исследования показывают, что ослабление всё же есть, но его величина порядка процента.
Летом 1983 года проводились эксперименты с вихрегенераторами. Вихрегенераторы, это такие маленькие гибкие пластины, похожие на пёрышки птиц, которые крепятся к выпуклой стороне аэродинамического профиля, ближе ко входной кромке и препятствуют отрыву потока от поверхности. У птиц малые покровные перья также работают, кстати говоря. Прежде отрыв потока использовался в роторах с неподвижными лопастями для ограничения вращения при высокой скорости ветра. У ротора Mod-2 часть лопастей также была неподвижна и там отрыв случался слишком рано, что снижало мощность турбины. Вихрегенераторы позволили повысить "сбор" электричества с турбины на 11%. Полезная вещь, иногда применяемая до сих пор.
Изучался, конечно же, шум, издаваемый турбинами. Была проведена шестинедельная серия экспериментов, в которой замерили всё что только можно было замерить. Этих данных хватило на десять лет осмысления, по крайней мере, статьи продолжали выходить. Замеры производились на земле, на башне, в воздухе с использованием воздушных шариков, на разных расстояниях от турбин и при разных погодных условиях. Субъективные прослушивания показали, что в направлении ветра турбину становится не слышно на расстоянии более 16 её диаметров (полтора километра, шумные получились Mod-2 очень).
Зависимость частоты ветра от его скорости, из архива НАСА. |
Так в Америке наука постепенно продвигалась вперёд, но для практики там настали благие дни.
2 комментария:
Трубчатую стальную башню можно отнести к достижениям США?
У Андро это всё-таки воздуховод?!
Борис
Андрё да, но датский Nordtank на год опередил американцев своим NTK.
Отправить комментарий