пятница, 10 февраля 2017 г.

Парк Калифорнийского периода

Эрик Грове-Нильсен, фото с его
сайта "Ветер перемен".
В посте про Твинд упоминался малый тренировочный ветряк, форма для лопастей которого попала в руки Эрика Грове-Нильсена. Эрик родился в 1949 году и с детства увлёкся авиамоделированием. В 1969 году он поступил в Датский технический университет, где перешёл от авиамоделей к строительству настоящих планеров. Там же он познакомился с экологическими активистами и находясь под их воздействием соорудил водонагревательный котёл с нагревом от солнечного света. Котёл его настолько впечатлил, что в 1971 году он забросил университет и вместе со своей будущей женой (которой, по преданию, ветряки обязаны своим направлением вращения) купил ферму, где надеялся развернуть собственный котлостроительный бизнес. Дело пошло не очень. Как показали дальнейшие события, бизнесмен из Эрика тоже был не очень. В Дании разворачивалась ветростроительная эпопея, и Эрик поучаствовал в одном местном проекте ветряка на 300 кВт. Затем начался Твинд, где Эрик прошёл обучение хитростям изготовления армированного пластика, а в 1977 году он позаимствовал формы для лопастей, выкупив их затем за безделицу. Формы попали в нужные руки. Оригинальные лопасти длиною 4,5 метра оказались не слишком удачные, сильно шумели. Тогда Эрик, используя свои познания в аэродинамике, усовершенствовал дизайн и вышел на рынок с новыми 5-ти метровыми лопастями. Однако, на рынке его никто не ждал, понадобилось много времени и сил, чтобы найти заказчиков. Но самодельщиков становилось всё больше, и к Эрику пошли заказы, причём не только из Дании, но так же из Голландии, Бельгии и Германии. В 1979 году фирма Эрика Økær Vind Energi получила заказ от самодельщика Карла Эрика Йёргенсена (Karl Erik Jørgensen) на лопасти длиной 7,5 метров. Йергенсен собирался построить мельницу мощностью 55 кВт, но тяжело заболел. На следующий год лопасти были готовы, но сил у Йёргенсена уже не было, и он продал свой проект фирме "Вестас" (Vestas), которая, вообще говоря, занималась автотюнингом, устанавливая на автомобили краны, для нужд сельхозпроизводителей, в основном. Что-то они ещё для села клепали. У "Вестас" был свой проект в области ветроэнергетики, в то время многие фирмы, связанные с селом, подумывали о ветряках, поскольку их покупателями становились сельские жители, их традиционная таргет-групп. Хозяин "Вестас", не в пример Эрику Грове-Нильсену, был хваткий и рисковый бизнесмен, чуял ветер перемен и шёл в авангарде, поэтому взялся за ветряк самой модной тогда конструкции Дарье. Чем дело закончилось, уже понятно. Вместе с проектом Йёргенсена "Вестас" получила поставщика лопастей в лице Эрика Грове-Нильсена с его маленькой компанией с 13 работниками, такими же энтузиастами, как и сам Эрик. Уже в 1980 году Эрик поставлял лопасти не только "Вестас", но также известным нам "Нордтанку" и "Бонусу" (пока ещё "Данрегн"), не оставляя за бортом и самодельщиков. (Поэтому, кстати, ветряки "Нордтанка" и "Бонуса" так схожи друг с другом.) В следующем, 1981 году лопасти заказал немец Алоис Воббен (Aloys Wobben, по данным "Форбс" собственный капитал на 2017 год -- 4,1 млрд. USD), который в 1984 году создаст фирму "Энеркон" (Enercon), но пока был просто самодельщиком. Всё это были заказы на 5-метровые лопасти, 7,5 метров хотелось только "Вестас", с ними же пошли проблемы. В Рождество 1980 года по Дании прошёл сильнейший шторм, который поломал только что установленные "Вестас" 7,5-метровые лопасти Эрика. Тогда Эрик срочно построил специальную тестовую лабораторию, чтобы разобраться во всех возникавших проблемах, а их было множество. Лопасть пришлось усилить, внедрив к конструкцию лонжерон. Замена лопастей, лаборатория, исследования, всё это вогнало Эрика в жесточайший минус. "Вестас" сделала предложение, от которого трудно было отказаться, но Эрик отказался, чтобы не подставлять других заказчиков, конкурентов "Вестас". Весной 1981 года он "продаётся" судостроительной фирме "Коронет" (Coronet), которая занималась производством небольших яхт и работа со стеклопластиком была ей знакома. Эрик возглавил её новое ветряное подразделение и продолжил выпуск лопастей под маркой AeroStar. Мощности "Коронета" позволили увеличить выпуск лопастей, которые Эрик продолжал усовершенствовать, и 7,5-метровые стали флагманом линейки, их устанавливали на свои турбины фирмы "Вестас", "Бонус", "Нордтанк" и все остальные желающие. Когда началась ветряная лихорадка, турбины этих фирм стали рабочими лошадками Калифорнии, спрос на них взлетел, а вместе с ним и на лопасти "АэроСтара". Несколько тысяч турбин были установлены всего за пару лет. Новые турбины выпускались каждый день. Тут уже и мощностей "Коронета" не хватало, в субподрядчики наняли ещё четыре судостроительные фирмы, но и этого было мало, тогда две производственные площадки были построены непосредственно в США. В 1986 году рынок внезапно и практически полностью схлопнулся. Фирма "АэроСтар" прошла процедуру банкротства. Эрик бизнесом больше не занимался, до пенсии работая по найму в созданной им самим области -- натурные испытания лопастей ветряных турбин. Это была преамбула.

Теперь трудно не только определить сколько и каких турбин установили в Калифорнии во время лихорадки, но и то, и другое по отдельности. Причина тут не только в прошедших десятилетиях, но и в том, что турбины устанавливали не производители, а компании продавцы электроэнергии, в первую очередь корпорация "Зонд" (Zond Corp.), прожившая недолгую криминальную жизнь, чьи архивы не отличались доступностью и сгинули где-то в недрах ещё более скандальной компании "Энрон" (Enron). Да и компаний-производителей тоже, по большей части, уже нет с нами. Подсчёт турбин на местности точного результата не даст, многие из них уже демонтировали. Да и кто их станет считать? По некоторым данным, общее число турбин достигло 15 тысяч (некоторые из них не работали никогда), помимо 12-ти датских компаний, турбины поставляли 15 американских и 8 европейских. Так что в будущем нечто подобное палеонтологическим раскопкам и в самом деле будет иметь смысл.

Когда в какой-нибудь водоём попадает большое количество удобрений, в нём происходит бурный рост водных растений, а затем начинают погибать рыбы и прочие животные. Они гибнут от недостатка кислорода в воде. Казалось бы, производительность растений, дающих кислород, увеличилась, а кислорода стало меньше... Растений становится так много, что солнечный свет перестаёт проходить на глубину. Весь фотосинтез ограничивается тонким поверхностным слоем воды, в котором живут водоплавающие растения, мелкие водоросли и одноклеточные. Этот слой активно обменивается газами с воздухом и кислород из него уходит в атмосферу. Более того, растения, которым не хватило место наверху, перемещаются в глубокие слои воды, ко дну, где отмирают, а их мёртвые ткани окисляются, съедая весь кислород в воде. Нечто подобное произошло в Калифорнии. Денежная подкормка вызвала бурное цветение, но не того, чего хотелось бы. Нажились многие, но только не ответственные производители.

В чём же ошибался Мальтус? В том, что люди неспособны управлять своим поведением. Оставлю в стороне вопрос о том, кто же всё-таки управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле, ибо ответ на него, в нашем случае, не имеет решительно никакого значения, важно, что кто-то или что-то управляет, и это наблюдаемый факт.

В 1984 году в Дании государственные субсидии покрывали до 40% расходов ветростроителей. За каждый киловатт-час произведённой ветропарком электроэнергии государство доплачивало четверть марки. Распределительные сети покупали у них электричество по цене 85% от розничной (я не знаю, какова была оптовая цена для электростанций в то время в Дании, но в Москве теперь она примерно в два раза ниже розничной), а подключали к сети за 35% себестоимости за счёт субсидий. Рост пошёл не хуже, чем в Калифорнии, к счастью, в масштабе Дания/США. Строили ветряки, в основном, сельские кооперативы. Однако, золотой дождь продолжался недолго, субсидии на строительство постепенно срезались. В декабре 1985 года были введены ограничения для инвесторов: все они должны были жить в радиусе 10 километров от ветропарка, выработка электричества не должна превышать потребления более чем на 35%. Короче говоря, строй, пожалуйста, но у себя на огороде и не на продажу. Строительство сразу сократилось на треть. Вместо колхозников-самостройщиков правительство заставило распределительные сети ввести в строй 100 МВт ветряных мощностей. Одним из возложенных на сети обязательств стала разработка и внедрение новых, мощных ветряков заместо вот этих вот огородных чучелок.

Комментариев нет: