Fanaticism consists of redoubling your efforts when you have forgotten your aim.
George Santayana
Турбина EOLE 4 МВт, Канада, из ежегодного отчёта МЭА за 1986 г. |
После окончания прекрасной эпохи бури и натиска 1972-1986 гг., образовалось непонимание дальнейшего пути. Совершенствовать "датский стандарт" многим представлялось бесперспективным. Эти огородные чучелки выглядели жалкими по сравнению с желаемой целью -- мощными, долговечными и дешёвыми машинами. Появился соблазн (в технике он всегда присутствует, но иногда обостряется) найти какое-то сверхоригинальное решение, изобрести нечто этакое, "придумать формулу" как это подаётся в недорогих научно-приключенческих фильмах. Много народу поддалось этому соблазну и ушло куда-то совсем не в ту степь.
Уменьшение числа лопастей ветряной турбины -- один из способов её удешевления. По этой причине Хюттер перешёл от трёхлопастной схемы к двухлопастной. Его соратник по штутгартскому университету Франц Ксавьер Вортманн (Franz Xaver Wortmann), доктор аэродинамических наук, довёл его идею до окончательного совершенства, разработав схему ветряка с одной лопастью. Дожить до её полноценной реализации ему не удалось. Да и не только ему, прямо скажем. Надо заметить, что он не был одинок, насовцы тоже испытывали ротор с одной лопастью, их идея, надо понимать, росла из того же самого места.
Monopteros 50, из рекламного проспекта. |
Учитывая старые проблемы двухлопастного ротора (повышенная шумность, динамическая нестабильность, низкая эффективность), которые только усиливаются в однолопастной схеме, и добавив к ней новую -- торможение и нагрузку противовесом, невольно задаёшься вопросом, а не лучше было бы вместо противовеса установить ещё одну лопасть? Она будет дороже, но зато даст дополнительную мощность и остальное будет попроще. Но, во-первых, на пальцах не докажешь что лучше, а во-вторых, тут уже дело принципа: получится такую турбину сделать или нет. Ради принципа же люди способны на многое.
Оплатить многомиллионные расходы на реализацию принципа взялось Федеральное министерство образования и научных исследований Германии (Bundesministerium für Forschung und Technologie, BMFT), а также власти федеральной земли Нижняя Саксония. Разработку турбин поручили фирме "Мессершмитт-Бёльков-Блом" (Messerschmitt-Bölkow-Blohm, MBB, ныне часть группы Airbus), в представлении не нуждающейся. Параллельно "Мессершмитт" работал на проект GROWIAN, поскольку машины фирмы M.A.N. были превосходны, но летать не умели совсем, а ветряку нужны крылья. Хотя бы одно.
Monopteros 400, из ежегодного отчёта МЭА за 1986 г. |
На основе Monopteros 400 "Мессершмитт" разработал более мощную турбину, но не на 5 МВт, а всего лишь на 640 кВт; большего не захотел заказчик, в роли которого выступила электросетевая компания Нижней Саксонии. Она заказала ветропарк из трёх турбин, получивших название Monopteros 50. Парк JEDO возвели у города Вильгельмсхафен (Wilhelmshaven). Тогда же "Мессершмитт" вступил в коллаборацию с итальянской фирмой "Рива Кальцони" (Riva Calzoni), с которой они разработали еще две модификации ветряков поменьше, на 200 и 30 кВт. Их тоже установили рядышком, для компании. В таблице пониже картинки характеристики Monopteros 50.
Возведение ветропарта JEDO, из ежегодного отчёта МЭА за 1987 г. |
Ротор
Парк вступил в строй в 1989 году и просуществовал несколько лет, но никаких официальных данных о результатах его деятельности не обнаруживается. Впрочем, никто и не обязан был предоставлять их общественности, поскольку парк принадлежал частной фирме, пусть и с государственным капиталом. Так что остаётся только гадать что там происходило. Кроме вышеперечисленных проблем у однолопастной схемы есть ещё одна, менее очевидная. Из-за асимметрии ротора (с одной стороны лопасть, а с другой противовес) его балансировка может быть нарушена даже незначительным внешним воздействием вроде атмосферных осадков. Разбалансированный же ротор -- смерть всей машине. И много других, наверное, чудес могло приключиться, которые нам неведомы, но вот что известно точно, так это то, что и "Мессерштмитт", и "Рива Кальцони" по завершению работы Monopteros 50 теряют всяческий интерес к ветроэнергетике.- Диаметр 56 метров
- 1 лопасть, на "качельках"
- аэродинамический профиль Wortmann FX 84,W
- 5° закрутка лопасти
- скорость вращения 32-43 об/мин
- регулировка угла атаки по всему размаху лопасти
- высота оси 60 метров
- заветренное расположение (на корме гондолы)
Редуктор
- трёхступенчатый
- передаточное отношение 48,6
- параллельная конфигурация осей
Генератор
- синхронный переменного тока с преобразователем частоты в постоянную
- 690 кВт активной мощности
- 1592-2070 об/мин
Башня
- стальная труба
- высота 60 метров
Рабочие характеристики
- минимальная скорость ветра 6 м/с
- номинальная скорость ветра 11 м/с
- максимальная скорость ветра 16 м/с
Парк JEDO, 17 октября 1989 года, из ежегодного отчёта МЭА за 1989 г. |
Однако на этом история однокрылов не заканчивается. Всегда находятся любители сделать и любители употребить что-нибудь нетрадиционное. Конечно больших машин таких уже не делают, но мелочь поменьше можно найти до сих пор. Это тем более удивительно, что в малом масштабе никакой экономии на лопастях не получишь -- они и без того дёшевы. Ниже видео испанской фирмы ADES, которая теперь предлагает однокрылы. По мне, так даже выглядит жутковато, но некоторым нравится.
2 комментария:
циферблата что ли не хватает. и минутной стрелки.
в общем, не выглядит эта конструкция целесообразной, да.
Взрывателя не хватает
Отправить комментарий