пятница, 4 марта 2016 г.

Третья часть всех ветров

Рис. 8. Коэффициент Бетца.
Рассмотрим подробнее функцию k=(1-b2)(1+b)/2 из предыдущего поста. Аргумент её может принимать значения от нуля до единицы, потому что скорость ветра на выходе не может быть меньше нуля и больше скорости на входе. Не сложно изобразить эту функцию графически. Что и сделано на рисунке 8. Из графика можно воочию убедиться в том, что максимум функции действительно приходится на b=1/3=0,333...

Почему так получается? Чем сильнее турбина тормозит воздух, тем больше забирает от него энергии, но заторможенный воздух нужно куда-то девать, поэтому он должен иметь какую-то скорость, иначе подопрёт сзади ветряк. Чем медленнее будет двигаться отработанный воздух, тем сильнее он будет мешать работе ветряка. То есть, имеются две противоположные тенденции, их пересечение и даёт максимум.

Запишем формулу мощности ветряка с использованием коэффициента эффективности турбины k:

P= k*ρ*S*V3/2                                                                                           (1)

Коэффициент k можно так назвать потому, что стоящий за ним множитель не что иное, как поток кинетической энергии ветра, падающей на площадь ветряка. Это легко вывести, опираясь на предыдущий пост. Поэтому безразмерный коэффициент k определяет долю использованной мощности ветра. В этом смысле он аналогичен коэффициенту полезного действия тепловой машины, только роль температуры играет скорость ветра. Чем больше k, тем больше мощности выдаёт ветряк.

Посмотрим, от чего ещё зависит мощность. Первым делом от скорости ветра, а вовсе не от коэффициента эффективности, как можно было бы полагать. Ведь скорость ветра входит в него в кубической степени, а это значит, что увеличение скорости ветра вдвое приводит к восьмикратному росту мощности ветряка. При том, что k меняется в зависимости от конструкции ветряка в пределах от 0,3 до 0,59, то есть всего вдвое (см. рис. 8). Зато ветер меняется в куда более широких пределах. В метеорологии принята так называемая шкала Бофорта для оценки скорости ветра, она даёт понять насколько сильно может меняться мощность ветряка в зависимости от погоды.

Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта 
(на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)
Баллы Бофорта
Словесное определение силы ветра
Скорость ветра, м/сек
Действие ветра
на суше
на море
0
Штиль
0-0,2
Штиль. Дым поднимается вертикально
Зеркально гладкое море
1
Тихий
0,3-1,5
Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру
Рябь, пены на гребнях нет
2
Лёгкий
1,6-3,3
Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер
Короткие волны, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными
3
Слабый
3,4-5,4
Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает верхние флаги
Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки
4
Умеренный
5,5-7,9
Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев
Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах
5
Свежий
8,0-10,7
Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями
Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)
6
Сильный
10,8-13,8
Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода
Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади (вероятны брызги)
7
Крепкий
13,9-17,1
Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно
Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру
8
Очень крепкий
17,2-20,7
Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно
Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра
9
Шторм
20,8-24,4
Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу
Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость
10
Сильный шторм
24,5-28,4
Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко
Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая
11
Жестокий шторм
28,5-32,6
Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко
Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая
12
Ураган
32,7 и более

Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость

Среднегодовая скорость ветра на равнинных участках материков находится в районе 3 баллов. В метрах в секунду это около 4 м/c. Но ветер не постоянен, иногда он стихает. Не будем брать крайний случай, но ветер бывает тихим, примерно 1,5 м/c, а это значит, что мощность ветряка снижается... в 19 раз. Но, как мы помним, слабый ветер не проблема, губит ветер сильный. Когда деревья качаются, например, а это 7 баллов. Возьмём 16 м/c, чтобы в уме можно было посчитать. Если сомневаетесь в своём уме, пересчитайте на калькуляторе: 4х4х4=64. Шестьдесят четыре раза. Это многое объясняет. Даже современные ветряные турбины останавливаются при скорости ветра 25 м/c, чтобы не сломаться, а это, как мы видим, не предел. При скорости в 32 м/c ветряк выдал бы мощность в 512 раз большую, чем обычно, если бы смог, но, увы, таких пока не делают. Таково непостоянство ветра.

Вторая по важности переменная, это площадь ветряка. Площадь плохо воспринимается сознанием, поэтому выразим её через диаметр ветряка. Тогда формула (1) преобразуется в следующий вид:

P= k*ρ*pi*d2/4*V3/2                                                                                (2)

То есть, от диаметра ветряка его мощность зависит квадратичным образом. При увеличении диаметра в два раза мощность возрастёт вчетверо. Поэтому размер имеет значение, как гласит рекламный лозунг одной из фирм, производящей ветряные турбины.

Давайте сравним по этому параметру первую турбину с горизонтальной осью, которую Чарльз Браш построил для дома, для семьи, и новейшие разработки ведущих производителей. Диаметр мельницы Браша равнялся 17-ти метрам, а нынешние турбины берут рубеж в 150 метров. Делим сто пятьдесят на семнадцать и возводим в квадрат -- возможность собирать ветер со времён первых ветрогенераторов до наших дней увеличилась в 78 раз.

Теперь вернёмся к эффективности, это третий фактор, влияющий на мощность турбины. Как я уже заметил, он меняется от 0,3 до предела Бетца -- 0,593. Если посмотреть на рис. 8, то можно видеть, что величина 0,3 означает, что используется пятая часть ветра, падающего на ветряк. Такую эффективность обеспечит даже самое примитивное ветряное колесо. В тоже время, с учётом всех остальных факторов, разница с максимально возможным вариантом невелика. Становится понятным, почему древние строители ветряных мельниц не уделяли никакого внимания форме крыльев своих машин. Единственное, крылья следовало закручивать, в противном случае часть крыла просто встало бы торцом к ветру и перестало бы работать, что было бы равносильно сокращению размера ветряного колеса.

Из сказанного вовсе не следует, что ветряным турбинам как и прежде надо делать плоские крылья. Во-первых, обтекаемые лопасти, это красиво. Во-вторых, они меньше шумят, и третья, главная причина, тоже не имеет непосредственного отношения к производительности как таковой. Хорошие аэродинамические свойства лопастей турбины уменьшают вредное осевое усилие, переводя энергию ветра в полезное окружное. Тем самым уменьшается бесполезная нагрузка и на лопасти, и на башню, и на все остальные силовые элементы турбины. Долговечность конструкции растёт, а материалоёмкость падает, что сокращает стоимость выработки электроэнергии. Вспомните в какие бочонки выродились голландские мельницы, а ведь ветровая нагрузка на современные турбины намного выше; они больше и устанавливаются в зоне сильных ветров (6 баллов по шкале Бофорта). Привет лорду Кельвину.

Но если турбина маленькая, то хорошая обтекаемость не имеет особого значения. Ну, будет шуметь. Если сделать лопастей побольше, то шуметь будет меньше (поток за турбиной будет равномернее). Поэтому, кстати, водокачки Халладея производятся до сих пор! (в полукустарных мастерских) Если же кто-нибудь будет вам впаривать маленькую турбинку с лопастями, сделанными с использованием новейших достижений оборонной науки, и которые обеспечивают высочайшую мощность турбины, то плюньте ему на ботинки, он вас обманывает. Посмотрите ещё раз на рис. 8. В области значений b от нуля до 0,6 функция почти плоская. Аэродинамические свойства лопастей практически не влияют на мощность турбины. Размер всё, форма ничто.

Кстати, мы же теперь можем подсчитать, какого диаметра нужен ветряк, чтобы удовлетворить потребности вашего домохозяйства в электроэнергии. Запросто. Для этого в формуле (2) нужно подставить значения для k (разумно взять 0,45), для плотности воздуха (можно принять 1,23, она меняется с температурой и высотой над уровнем моря, да и просто с погодой, но незначительно, фактор скорости ветра все перебивает).  Если свести все числовые коэффициенты в один, то получится следующая формула:

P= 0,217*d2*V3                                                                                (3)

Отсюда необходимый диаметр равен:










Остаётся подставить необходимую вам мощность в ваттах и среднюю скорость ветра в метрах в секунду для вашей местности, и получите необходимый диаметр в метрах.

Я же вернусь к ветряку Чарльза Браша, прикину по формуле (3), какую он мог выдавать мощность. Единственная неизвестная здесь, это скорость ветра. Википедия говорит, что среднегодовая скорость ветра в Кливленде -- 4,2 м/c. Тогда средняя мощность ветряка Браша составляла 4,6 кВт. Прежде говорилось о мощности в десяток киловатт, но, вероятно, историки имели в виду пиковую мощность. Поскольку ветряк был подключён к аккумуляторам, пиковая мощность могла в разы превосходить среднюю.

Да и средняя мощность тоже очень неплохая. Если не тратить электричество на отопление, то хватит на большой дом. Если у вас на участке есть место для размещения ветряка диаметром 17 метров. О его стоимости я ничего не говорю. Если же ограничиться разумным размером, в 2 метра, например, то в Кливленде это даст... 64 ватта. На лампочку хватит. Скорость ветра в средней полосе России примерно такая же, так что мотайте на ус. С другой стороны, в сутках 24 часа, в месяце 30 дней, за месяц можно сэкономить 46 кВт*ч, 208 рублей по нынешним подмосковным ценам. На освещение дачи может хватить, вопрос в аккумуляторе хорошем. (Это у меня разговор такой был.)

Такие, вот, прагматические выводы получаются из рассмотрения задачи идеального ветряка.

четверг, 3 марта 2016 г.

Это теорема, теорема Бетца, вам говорят

Когда нельзя просчитать процесс в деталях, можно подойти к нему как к чёрному ящику и решать задачу на основании общих принципов; законов сохранения, в первую очередь. Так и было сделано с идеальным ветряком. Идеальный ветряк предполагает движение воздуха сквозь него без потерь на трение, однородность ветра (равные скорости и давления в плоскости перед ветряком и в плоскости за ним), постоянство во времени скорости ветра, а также атмосферного давления и плотности воздуха во всём рассматриваемом объёме. Сила тяжести также не принимается во внимание. Эти допущения близки к действительному положению вещей.

Рис. 6. Закон Бетца.

На рисунке 6 изображена схема идеального ветряка. Сам ветряк представлен диском ветряного колеса в центре. Здесь диск абсолютно тонкий и плоский, но это не обязательное условие, площадь его обозначена на схеме буквой S. Через ветряк за единицу времени проходит некоторая масса воздуха. Эта же масса предварительно проходит через некоторую площадь S1 перед ветряком, где влияние ветряка незначительно. Скорость ветра через эту площадку равна V1. Собственно, это скорость ветра как таковая. При прохождении ветряка скорость снижается, её среднее значение обозначено буквой V. Затем, выйдя из ветряка, воздух пересекает площадь S2 со скоростью V2.

Тут следует оговориться, что нарисованные на картинке линии ограничения потока воздуха не являются плотными стенками, потому принципиально сквозь них возможен некоторый обмен воздухом с окружающей средой. Однако, перед ветряком такого обмена не будет, поскольку мы предполагаем параллельность потока, а площадку за ветряком можно выбрать сколь угодно близкой к выходу из ветряка, где обмен со средой будет ещё пренебрежимо мал.

Рис. 7. Объём воздуха, проходящего через сечение.
Давайте выразим массу, проходящую сквозь ветряк, через указанные величины. За единицу времени t через площадь S проходит объём воздуха S*L, где L -- длина пути, пройденного воздухом. Этот путь равен произведению скорости на единицу времени (рис. 7). Масса, заключённая в объём, равна произведению плотности на объём, тогда масса, прошедшая через сечение равна:

m=ρ*S*L=ρ*S*V*t,

где ρ -- плотность воздуха.

Поскольку скорость ветра постоянна, то можно поделить массу на единицу времени и записать (корректнее, но длиннее, было бы изначально записать в равенство в дифференциалах, а затем продифференцировать по времени... а, может, и не длиннее, зато инженерам так понятнее, как я заметил):

m/t=ρ*S*V=dm/dt,

что означает равенство производной массы по времени произведению плотности на площадь проходного сечения и скорость течения через него.

Тоже самое можно записать для двух других сечений, а поскольку через них проходит одна и та же масса за единицу времени, то все три выражения можно приравнять. Тогда получаем равенство:

dm/dt=ρ*S1*V1=ρ*S*V=ρ*S2*V2                                                                 (1)

В сущности, это условие неразрывности потока, один из столпов доказательства.

Затем обратимся к следующему столпу, к так называемой теореме Эйлера об изменении момента количества движения жидкости в канале, которая гласит: "Сумма главного вектора объемных сил, главного вектора поверхностных сил и секундных количеств движения, направленных внутрь объема, равна нулю". Теорема простая, её доказательство легко найти. Давайте разберёмся, что в ней что.

В начале поймём, где у нас канал. Канала как такового, разумеется нет, но поскольку поток воздуха через ветряк ограничен в пространстве и не смешивается с окружающей средой, то поверхность его ограничивающая может быть назначена стенками канала (рис. 7). Поверхностные силы те, которые действуют на эти воображаемые стенки канала, а поскольку "стенки" покоятся и не испытывают никаких напряжений, то мы уже знаем величину этих сил. Поверхностные силы тождественно равны нулю.

Fпов=0

Объемные силы в потоке уравновешены (обнулены), поскольку течение равномерное. В ветряке силы со стороны потока уравновешены силами реакции со стороны ветряка, эти силы не принадлежат жидкости, поэтому объёмная сила, действующая на ветряк со стороны потока не равна нулю. Это как раз та сила, которая производит работу в ветряке.

Fобъ=Fветр

Секундное количество движения, секундный импульс, по определению есть произведение секундной массы на её скорость. Секундная масса (при условии равномерности потока), это производная массы по времени, полученная нами в формуле (1) (здесь полагаем единицей времени секунду). Поток входит и выходит из объёма канала в двух сечениях -- S1 и S2. Для первого секундный импульс можно записать как:

Q1=dm/dt*V1

для второго сечения надо учесть, что поток выходит из объёма, поэтому его величину следует взять со знаком минус:

Q2=--dm/dt*V2

Тогда теорема записывается следующим образом:

Fобъ+Fпов+Q1+Q2=0

Подставим значения сил и получим, выведя dm/dt за скобки:

dm/dt(V2-V1)=Fветр

Так как вектора скоростей воздуха направлены вдоль оси, то вектор силы, действующей на ветряк также направлен вдоль оси. Поэтому в дальнейшем мы можем перейти от векторов к их проекциям на ось, проходящую от входа до выхода вдоль оси ветряка. Заметим, что V2 меньше V1 по модулю,  поэтому при переходе к проекциям силу надо записать со знаком минус:

dm/dt(V1-V2)=Fветр                                                                                    (2)

Только не надо путать эту силу с осевой. Осевая сила действует со стороны крыльчатки на опору, а Fветр, это сумма объёмных сил воздуха, действующих на крыльчатку.

Далее получим выражение для мощности ветряка. Дифференциал энергии равен работе силы на дифференциале пути:

dE=Fdx

Мощность есть производная энергии по времени:

P=dE/dt=Fdx/dt=Fветр*V                                                                              (3)

Здесь мы учли постоянство силы во времени (её производная равна нулю в таком случае). Подставим в формулу (2) выражение для секундного расхода из формулы (1), а из формулы (3) выражение для силы.

ρ*S*V2(V1-V2)=P                                                                                       (4)

Тем самым мы получили мощность ветряка, но беда в том, что она выражается через две неизвестные величины: некую среднюю скорость воздуха через ветряк и скорость воздуха на выходе из него.

Попробуем получить ту же мощность, но с другой стороны. Исходя из закона сохранения энергии необходимо признать, что не только воздух производит работу с ветряком, но и ветряк производит работу с воздухом той же величины, но с обратным знаком, что бы их сумма была равна нулю, ведь когда где-то что-то появляется, где-то что-то пропадает:

A+ A= 0                                                                                                (5)

Обратимся к третьему столпу, закону Бернулли. Закон Бернулли справедлив для идеальной жидкости, лишённой вязкости и теплопроводности. Воздух таковой, вообще говоря, не является, но очень похож на неё в рассматриваемом случае. Использование идеальной жидкости, это ещё одно допущение теоремы. Однако, это допущение не меняет результат, поскольку учёт вязкости приведёт к появлению потерь и снижению мощности ветряка, а мы пытаемся определить максимально возможную из всех. Максимальная будет в невязком потоке.

Закон Бернулли без гравитации декларирует постоянство в потоке следующей величины:

ρ*V2/2+p=const

постоянная величина (const) также называется полным давлением, которое слагается из статического давления (p) и динамического давления (первый член уравнения). Вначале мы договорились, что статическое давление до ветряка и после остаётся неизменным и равным атмосферному давлению. Атмосферное давление, собственно, так и измеряется как статическое давление воздуха. Меняется динамическое давление, оно и производит работу ветряка.

На входе в наш канал воздух совершает работу (вообще говоря, над самим собой) равную:

ρ*V12/2*S1*V1*t

За ветряком, соответственно:

ρ*V22/2*S2*V2*t

Запишем разницу этих работ, используя условие неразрывности, из которого возьмём замену линейным членам, введя средние значения скорости и площади:

A2=ρ*/2*S*V*t*(V22-V12)

Эта разница и производит работу над ветряком. Продифференцируем работу по времени и получим мощность:

Р2=ρ*/2*S*V*(V22-V12)                                                                                (6)

Продифференцировав уравнение (5), получим выражение для мощностей:

Р+ Р= 0                                                                                                   (7)

Подставим в (7) значения мощностей из (4) и (6):

ρ*S*V2(V1-V2) + ρ*/2*S*V*(V22-V12) = 0

Откуда несложными алгебраическими манипуляциями получим искомую среднюю скорость:

V=1/2*(V1+V2)                                                                                             (8)

NB. В выводе средней скорости был некоторый тёмный момент, а именно, в вычислении работы воздуха над самим собой. На самом деле, существуют различные способы выведения средней скорости (скорости воздуха внутри ветряка), но все они сомнительные, как и сама эта величина, не имеющая физического воплощения. Вспомним, что мы рассматриваем ветряк как чёрный ящик, и что там внутри у него происходит, нам неизвестно. Более того, нам неизвестно, что происходит вблизи него, известны только параметры входа и выхода. Поэтому я ввёл такое понятие как работа воздуха над самим собой, которую он якобы производит, толкая себя вперёд, подобно Мюнхаузену с косичкой. В действительности воздух работает над ветряком, но мы этого "не видим", видим только как воздух подходит к ветряку и отходит от него, с изменившейся возможностю совершать работу. В других местах вы и такого объяснения не получите, в лучшем случае безосновательное "приблизительно можно считать", а то и вовсе ошибочные заявления. Этот тёмный момент доказательства провоцировал попытки усовершенствования теории, включая попытку Г.Х.Сабинина.

Выражение для средней скорости от скоростей на входе и выходе (8) предоставляет нам возможность сократить в выражении для мощности (4) лишнюю неизвестную. Теперь мощность можно выразить через одну неизвестную -- скорость воздуха на выходе V2.

P=ρ*S*V2(V1-V2)=ρ*S*(V1+V2)2(V1-V2)/4=ρ*S*(V12-V22)(V1+V2)/4                (9)

Но и такое выражение ничего пока не даёт, преобразуем его к другой, к относительной переменной b=V2/V1, нормализуем выходную скорость скоростью ветра.

P=ρ*S*(V12-V22)(V1+V2)/4=ρ*S*V13(1-b2)(1+b)/4                                           (10)

Теперь исследуем уравнение (10) на предмет наличия у него максимумов. Максимум функции как раз и будет максимальной мощностью ветряка. Разделим для удобства вычислений уравнение (10) на постоянную и переменную часть (k).

P=ρ*S*V13k/2, здесь k=(1-b2)(1+b)/2

Продифференцируем k по b и приравняем к нулю:

dk/db=1/2(1-3b)(1+b)=0                                                                                  (11)

Решения уравнения (11) будут экстремумами функции. Легко видеть, что эти решения b=1/3 и b=--1. Только первое решение имеет смысл, оно означает, что скорость ветра за ветряком составляет одну третью часть скорости ветра перед ветряком. Это и есть максимум. Можете самостоятельно доказать это утверждение, продифференцировав функцию (11) ещё раз. Я же вернусь к её исследованию в следующем посте. Пока же просто выпишу окончательную формулу для максимальной мощности ветряка, закон Бетца:

Pmax = (16/27)ρ*S*V13/2 ≈ 0.593*ρ*S*V13/2                                                     (12)



пятница, 26 февраля 2016 г.

С душою прямо гёттингенской

Альберт Бетц в 1930-м за продувкой крыла. Фото из архива
Немецкого Центра авиации и космонавтики в Гёттингене.
В начале XX-го века сложилась парадоксальная ситуация. Инженеры использовали в своей работе расчёты, основанные на последних достижениях науки, которые позволяли сократить путь от идеи до воплощения, избегая долгой последовательности множества проб и ошибок, на бумаге подводя к верному результату. На основе расчётов строились небоскрёбы, двигатели, станки, корабли... На вершине технологического прогресса того времени располагалась авиация. Казалось бы, кому как не ей быть обеспеченной математическим аппаратом, но дело обстояло строго наоборот.

То есть, все необходимые для удовлетворительного расчёта движения воздуха уравнения были написаны ещё в первой половине XIX-го века, но решение их и через сто лет представляло собой не просто трудную, но не мыслимую задачу. Аэродинамические свойства машин определялись опытным путём, как это делал ещё Отто Лилиенталь, не подавший в своей книге даже надежды на будущую возможность точного расчёта движения воздуха. Уравнения были, но на них, по большей части, можно было только любоваться. Некоторые частные и упрощённые задачи удавалось решить, но то была капля в море. Скажу без эпитетов. В 2000-м году Математический институт Клэя назвал семь математических задач будущего тысячелетия. Среди них исследование уравнения Навье-Стокса, того самого, которое, в том числе, описывает движение воздуха.

И всё же, для некоторых проблем находилось простое и точное аналитическое решение. Одна из них представляет интерес для последующего изложения. Примерно в одно и тоже время три разных исследователя сумели ответить на вопрос: какую максимальную мощность может выдать ветряк при известных параметрах? Первым был Фредерик Ланчестер (Frederick W. Lanchester), в 1915-м году. Он тогда был занят важной проблемой -- теорией крыла, где-то между строк у него промелькнуло нечто неоформленное должным образом. Пять лет спустя эту же задачу решил Н.Е.Жуковский и не опубликовал вовремя. Его понять нетрудно; шёл 1920-й год, проблем хватало, да и сама эта работа была им выполнена, чтобы остудить пыл сумасшедшего изобретателя Уфимцева, обещавшего ветряк неслыханной эффективности. Просто так отмахнуться от деятеля революционного подполья и бомбиста было нельзя, пришлось доказывать теорему. Забегая вперёд скажу, что и это не помогло.

И только аккуратный доктор Альберт Бетц из университета  в Гёттингене в том же 1920-м году доказал на основе работы Ланчестера и опубликовал формулу, которая теперь носит название закон Бетца. Статья так и называлась: "Das Maximum der theoretisch möglichen Ausnutzung des Windes durch Windmotoren", "Теоретический предел наилучшего использования ветра ветромотором". Однако, дело этим не закончилось. Понадобилось вмешательство самого Людвига Прандтля (Ludwig Prandtl), чтобы привести закон в удобоваримый вид. Замечу, что все они четверо (Ланчестер, Бетц, Жуковский и Прандтль) были так или иначе друг с другом знакомы, так что нет сомнения в подлинности этой запутанной истории.

Внучатый племянник Владимира Алексеевича Беца, знаменитого киевского анатома, исследователя цитологии головного мозга, тяги к медицине не проявил, но посвятил свою жизнь авиации. Альберт Бетц родился в 1885-м году. Получив высшее техническое образование в Мюнхене, Киле и Берлине, в 1911-м году приезжает в Гёттинген, где работает в местном университете под началом Прандтля. Там он занимается проблемами пропеллера, настолько успешно, что Прандтль смог освободить его от исполнения воинского долга в 1914-м году. В 1916-м разрабатывает и строит аэродинамическую трубу. В 20-х годах переходит к руководящей работе, а в 1947-м занимает директорское место постаревшего Прандтля в подразделении исследования течений в Институте Макса Планка (немецкая академия наук). Умер в 1968-м году.

Ему также приписывают некоторые подвиги, не имевшие непосредственного отношения к основной работе, вроде эвакуации компьютера Z4 из Берлина через советскую оккупационную зону в 1945-м. Но в общем и целом примерный ученик своего блистательного гуру Прандтля. Может быть о нём и вовсе не вспоминали бы, кабы не ветряки. Такая случайная, побочная к пропеллерам задача оказалась главной в жизни. Судьба. Но красиво получилось, поэтому я обязан привести здесь доказательство Бетца, тем более, что в русскоязычной литературе оно как-то скомкано представлено.

Кроме того, что касается родных осин, то я должен сделать ещё одно замечание. Многие, рассказывая о законе Бетца или о теории идеального ветряка Жуковского, что тоже самое, далее ссылаются на работу Г.Х.Сабинина, который якобы усовершенствовал эту теорию. Каждый может найти эту работу Сабинина и убедиться в том, что она представляет собой полотно высокохудожественного текста, изобилующего такими терминами как "вихревой селеноид" и "присоединённая масса". Эти термины не имеют под собой никакого физического смысла. В те времена, когда писалась эта работа, люди, занимающиеся аэродинамикой, вынуждены были оперировать разного рода надёжности теориями, позволяющими приближённо решать практические задачи. Современные компьютерные методы, решающие напрямую уравнение Навье-Стокса, не обнаруживают изъяна в "теории идеального ветряка". Нет ничего дурного в том, что учёные прошлого где-то ошибались, но в наши дни ссылаться на ошибочную работу просто позорно.

вторник, 23 февраля 2016 г.

Синоптик датский

Поль ля Кур, раскраска фото.
Автор J.C. Schlichtkrull, из музея в Аскове.
Роль личности в истории страны, наверное, зависит не только от величины личности, но и от размеров самой страны тоже. И от размеров истории, ведь истории бывают разные; история ветроэнергетики в Дании несколько меньше истории самой страны, хотя они так переплелись последние пару веков, что их теперь трудно разделить.

Отец датской ветроэнергетики Поль ля Кур (не родственник Флёр Делакур) был урождённым датчанином, несмотря на французское имя (Poul La Cour). Дедушка датской энергетики был фермером, неизвестно как очутившимся в Дании, но прославившийся своим новаторством в области агрикультуры. Видно что-то неспокойное было в генах и оно передалось сыну.

Поль начинает свою автобиографию словами:

Af dem, der kender mig, finder vist mange, at jeg er en sær Blanding af Fysiker og Humanist, af Tænker og Føler.

"Каждому, кто меня знает, хорошо известно, что я странная смесь физика и гуманиста, мыслителя и душевной натуры," -- в этих словах важно не только содержание, но и форма обращения. Автор стремится быть объективным, хотя перед ним поставлена задача написать личный, субъективный текст, это литературная автобиография, а не curriculum vitæ. Здесь мы видим не столько скромность автора, сколько выражение бесконечных противоречий его сложного характера.

Подростком он поступает в латинскую школу, собираясь стать священником, но пренебрегает классическими предметами, увлекаясь математикой и изобретательством. Вместо церкви уходит учиться в Копенгагенский университет, изучает технические науки, а в 1869-м году, в возрасте 23-х лет, защитив магистерскую диссертацию, внезапно становится метеорологом. Имея хорошие связи и крепкую позицию (вице-президент в только что созданном Метеорологическом институте), берётся за решение частной прикладной задачи, далёкой от метеорологии как таковой. В итоге изобретает частотную модуляцию телеграфного сигнала.

Несколько лет уходит на патентные тяжбы в Америке, но всё решает тысяча долларов. Точнее её отсутствие. Впрочем, для какого-то молодого датчанина проиграть самому Беллу не так уж и позорно. В конце концов награда находит героя ещё при жизни, и он становится признанным "датским Эдисоном". Может быть, он так и остался бы телеграфистом-метеорологом, но религиозность его никуда не исчезла, а тут ещё и женитьба...

Поль ля Кур со своей второй женой
Christine Marstrand
Хульда Барфод (Hulda Barfod) занимала активную жизненную позицию. Она придерживалась взглядов Николая Грундтвига (Nikolai Frederik Severin Grundtvig) и даже была знакома с его дочерью. Хульда увлекла своего супруга идеями Грундтвига, которые оказались близки натуре Поля, и супруги взялись претворять их в жизнь. Жизнь Хульды оказалась коротка. Родив Полю троих детей, она умерла в 1878-м году, в том году, когда их семья переселилась в город Асков (Askov).

Наверное, следует рассказать, кто такой Грундтвиг, хотя, казалось бы, какое он имеет отношение к ветроэнергетике? Имеет, как ни странно. Дания в XIX-м веке, как и многие другие, если не сказать все остальные страны Европы, была подвержена националистическим идеям.  Истоки у всех были примерно одинаковы (становление национальной государственности), но результаты немного отличались. Так у южных соседей датчан подобное движение получило название völkisch и привело сами знаете к чему, у нас тоже народники дали неповторимый, к счастью, результат.

К датскому же счастью, маленькая страна, потерпевшая поражение в войне с Пруссией, преимущественно аграрная, бедная ресурсами и населённая небогатым населением, не могла претендовать ни на что, кроме как на возможность самосохранения. Возглавил эту идею Грундтвиг. Его эксперименты в области религии не дали никакой вразумительной доктрины, социальные и культурные тоже, единственное, чего ему удалось добиться в деле укрепления национального духа, так это создание оригинальной образовательной системы. Если национальный дух южных соседей ковался в пивных, то датчане собирались в так называемых "народных университетах" (Folkehøjskole).

Несмотря на полнейшую безалаберность этих учреждений, они оказались живучи и распространились по всей Скандинавии и даже имели некие рефлексы за её пределами. Народные университеты представляли собой некую смесь вечерней школы рабочей молодёжи, общества "Знание" и, таки да, пивной. В народных университетах не было чёткого учебного плана, предметы были преимущественно гуманитарные, оценки не выставлялись, экзамены не проводились, и даже свидетельства об окончании выдавались только по желанию студентов, которое случалось редко. Смысл обучения заключался в том, чтобы дать крестьянам те знания, в которых они сами нуждались, по требованию. Поэтому не было никакой нужды в оценках, колхоз дело добровольное.

В такую школу в Аскове приехал учителем Поль ля Кур, и она оказалась идеально соответствующей его устремлениям, здесь он предаётся своему истинному призванию: гимнастике и ветряными мельницам. Нельзя сказать, что он опять изменил род своей деятельности. В некотором смысле он был постоянен, как ветер в Дании. Он проработал в этой школе до самой своей смерти в 1908-м году. В наши дни в здании школы в Аскове располагается музей Поля ля Кура.

Ветряные мельницы Поля ля Кура в Аскове.

Det blæser muntert i Askov, som ligger godt 200 Fod over Havet og har fuldstændig fri Horizont. »Vi har kun to Dages Vindstille om Aaret,« sagde man. Det er forresten en Overdrivelse. Men sikke Masser af Energi der passerer over Askov, ja, over Landet, næsten fuldstændig toldfrit, mens Landet importerer andre Masser af Energi i Form af Kul og betaler dem i dyre Domme.

"Бодро дует ветер в Аскове, что лежит в 200-х футах над уровнем моря, и вокруг чистый горизонт. "У нас только два безветренных дня в году," -- как говорят. Немного преувеличивают. Но то, что через Асков проходит масса энергии, это да, над землёй, почти совсем беспрепятственно, в то время как страна вынуждена импортировать массу энергии в виде угля и платить за неё баснословный бакшиш," -- пишет в автобиографии Поль ля Кур, вспоминая свои размышления, приведшие его к созданию ветряной электростанции.

Но то были технические причины, ведущей же была причина идеологическая. Как сохранить людей на земле, предотвратить их бегство в город, уничтожающий нацию? -- вот в чём был вопрос датского синоптика. Необходимо облегчить крестьянский труд, а этому может помочь электричество, таков был его ответ. Но для этого нужны распределённые источники электроэнергии на местных ресурсах, ведь первые электростанции выдавали постоянный ток низкого напряжения, который не позволял транспортировать электричество на сколь-либо заметные расстояния из-за высоких потерь в сети, а поставки топлива на каждую ферму было трудно и дорого обеспечить.

В 1891-м году Поль ля Кур строит первую ветряную электростанцию в Аскове. Надо заметить, что ему удалось добиться сочувствия и финансирования со стороны властей. В 1897-м он строит модифицированный вариант ветряка, который проработал 30 лет. Изобретатель от бога, Поль не ограничивается использованием готовых решений. Он строит аэродинамическую трубу, в которой продувает модели ветряных мельниц, чтобы добиться аэродинамически оптимальной формы лопастей ветряной турбины (иначе уже не назвать).

Но и это не всё. Поль работает над проблемой неравномерности отдачи энергии от ветряной электростанции и потребления. Он первый использует электричество от ветряка для производства водорода электролизом. К этой идее вернулись только теперь, первая подобная полупромышленная установка была запущена в прошлом году. Водород он использует для освещения и сварочных работ. Затем ему приходит в голову идея производить удобрения (только прорабатывается на данный момент), но в конце концов приходит к аккумуляторам (популярное решение до сих пор). То есть, он на сотню лет вперёд предвосхитил технические решения проблем ветроэнергетики.

И опять следует вспомнить противоречивость его натуры. Не техникой единой, проявляется гуманитарный аспект его таланта. Поль ля Кур создаёт научную школу ветроэнергетики, у него появляются ученики. Он читает курсы по эксплуатации ветроэнергии, популяризирует идею, пользуясь возможностями народного университета.  Тем самым он обеспечил нынешнее равное положение маленькой Дании среди мировых лидеров ветроэнергетики.

Kort og godt: den, der skriver disse Linier, er en lykkelig Mand. Han har den Lykke at have tjent og fremdeles at tjene forskellige Sager, som han tror er af stor Betydning for vort Folk; og han tror at se alle disse Sagers Fremtid i Lysskær. - Naar han saa tillige har et lykkeligt Hjem med en Hustru og en Flok sunde og gode Børn, kan han saa ønske sig bedre Kaar?

"Короче: тот, кто пишет эти строки, счастливый человек. Он имел счастье послужить и продолжает служить на ниве разных добрых дел, которые, как он считает, имеют большое значение для нашего народа; и он видит в этих делах будущее в розовом цвете. -- Когда он так же счастлив дома, с женой и кучей здоровых и хороших детей, может ли он желать лучшей судьбы?" -- этими строками заканчивается автобиография Поля ля Кура, написанная в 1903-м году.

Механика сплошных вторников

Спасибо товарищу Троцкому за наш счастливый вторник!

суббота, 20 февраля 2016 г.

Чому я не сокiл

Отто Лилиенталь в полёте.
Фото П.В.Преображенского, 1895 г.
Как я уже писал, механика сплошных сред вообще и наука о движении тел в воздухе в интересующем нас частном случае начали развиваться в XVIII-м веке, но долгое время это были, в основном, теоретические исследования. Редкие попытки связать практику и теорию не давали никакого результата, оценить их удалось лишь задним числом. Но случались и замечательные работы, дававшие пищу для размышлений современникам.

Отто Лилиенталь (Karl Wilhelm Otto Lilienthal) родился на закате немецкого романтизма, что, на мой взгляд, не случайно. От вздохов и ахов он перешёл к практике. В возрасте 13 лет (как раз когда Халладей снабжал Трансконтинентальную дорогу своими мельницами) он совершил первую попытку полёта. К счастью, не настолько неудачную, чтобы его исследования в области воздухоплавания на том и закончились. Спустя 28 лет, в 1889-м году (когда Браш построил свою электростанцию), он опубликовал книгу "Полёт птиц как основа искусства летать", в которой подытожил многолетний труд, выполненный им совместно с братом Густавом. А ещё 7 лет спустя он погиб, совершив свой очередной полёт. В августе исполняется 120 лет со дня его жертвоприношения. Он сам сказал, умирая: "Жертвоприношение должно быть принесено".

Цитата из книги:

Природа ежедневно показывает нам, что полёт вовсе не так затруднителен. И если мы, совсем обескураженные, готовы были бы отказаться от надежды когда-либо летать, так как вычисления постоянно показывают нам, что для полёта требуется непреодолимая работа, то, с другой стороны, медленный легко прослеживаемый удар крыла летящей большой птицы, каждая кружащая хищная птица, даже каждая парящая ласточка как бы говорят нам: "Вычисление ошибочно, птица, несомненно, не производит той громадной работы; где-нибудь должен скрываться секрет, который одним ударом может разрешить загадку полёта". Перевод Е.С.Федорова

Романтик ли был Отто Лилиенталь? Разумеется, нет. Материалист и практик. Если теория противоречит фактам, то она не верна. Его книга полна рассуждений, образных описаний, наблюдений из жизни птиц, превосходных иллюстраций, Отто даже прибегает к поэзии, но его теоретические изыскания скорее вздор. У меня было желание привести некоторые нелепости, но ни к чему это. Просто предупрежу наивного читателя книги, чтобы он не принимал всерьёз ничего, что выходит за рамки описания опытов, которые провели братья Лилиенталь, и прямых выводов из них. Опыты же сами по себе чудесны, без всякой теории, результатами их пользовались долгие годы множество воздухоплавателей.

Чертёж аиста. М1:1. (Druck -- давление, нем.)
Из книги Отто Лилиенталя.

Описания открытий, совершённых во время экспериментальных работ, наполнены эмоциями:

...при известных углах наклонения сопротивление воздуха вовсе теряет задерживающий характер и, чему мы вначале просто не решались верить, приобретает даже, при известных условиях, такое направление к поверхности, что, вместо задерживающей составляющей, является двигающая, т.е., давление оказывается направленным к нормали поверхности не назад, а вперёд.

Удивительный факт, действительно. О нём, правда, уже знали создатели джонок, а во времена Лилиенталя ходить бейдевинд умели все европейские моряки, но моряки не строили планеров, а Лилиенталь не ходил под парусами. Как тут не вспомнить его "где-нибудь должен скрываться секрет". Цивилизация накопила к XIX-му веку огромный багаж знаний, но знания эти были раскиданы по разным головам. Такое положение дел сохраняется и по сей день, увы.

Раскрывая секрет полёта птиц, Лилиенталь пытается объяснить его самыми общими рассуждениями. Чувствуется, что он понимает что к чему, но рассказать не может. Он действительно понял секрет полёта собственным телом, став, в некотором роде, птицей... Птицы же не умеют говорить. На его рисунке ниже графическая попытка разъяснить причину увеличения  подъёмной силы крыла по сравнению с плоской пластиной.


У братьев Лилиенталь не было средств визуализации течения, поэтому этот рисунок фантазийный, но он близок к действительности. В верхней части рисунка бурление должно наблюдаться, в основном, со стороны пластины, закрытой от ветра. В нижней части линии над выгнутой частью крыла (в отечественной терминологии "спинка") линии разряжаются, а под вогнутой ("корыто") сгущаются. Картинки можно погуглить словами "линии тока профиль крыла".

По мнению Лилиенталя секрет полёта в предотвращении возникновения вихрей, которые крадут полезную работу. Ну, где-то так. Хотя надо понимать, что самолёт полетит и с плоскими крыльями, если у него будет достаточно мощный двигатель. Если же ещё увеличить мощность, то можно и без крыльев вообще. Впрочем, направлению создаваемых воздушных потоков автор тоже отдаёт должное. Для нас важно, что в этой книге впервые экспериментально доказано превосходство выгнуто-вогнутого профиля крыла по сравнению с другими формами.

Что же касается значения его творчества в целом, то он убедил других в том, что воздух необходимо воспринимать как среду со своими собственными законами, не привычными для нас, кто воздух обычно не замечает. Эти законы следует изучать, чтобы использовать для своих целей... Впрочем, и это тоже вздор. Главное, он дал понять, что полёт возможен.

В то время кино только делало свои первые шаги, но было сделано множество фотографий полёта Лилиенталя. Из них голландский художник Johannes Hogebrink склеил фильм. Внезапно, когда я уже заканчивал этот пост, мне подбросили этот фильм в фейсбуке.

Otto Lilienthal's First Film from Johannes Hogebrink on Vimeo.