воскресенье, 17 января 2016 г.

Всё изобрели в Китае

"Когда дует ветер перемен, одни возводят стены,
другие строят ветряные мельницы".

Китайская народная мудрость,
иногда приписывается Мао.

Джонка в скалах на мелкой воде
Некоторые авторы безосновательно утверждают, что ветряные мельницы были изобретены в Китае свыше двух тысяч лет назад. Подтверждения тому нет, первое документальное свидетельство о существовании в Китае ветряных мельниц относится к XI веку н.э.. Ситуация вполне рядовая, увы. Вся история Китая сплошь мистифицирована, от нижнего палеолита до XX века. Первые сообщения о китайских ветряках носят общий характер, из которого нельзя сделать никакого вывода об их конструкции. Есть мнение, уже высказанное прежде, что мельницы в Китай были привнесены из Персии. По времени сходится, хотя доказательств тому нет, надо быть последовательным. Тем не менее, на европейских гравюрах Китая XVII века можно видеть мельницы с вертикальными парусами. Только это китайские паруса. Так что, даже если китайцы и не изобрели ветряные мельницы, то они, вероятней всего, изобрели китайский парус и точно они додумались поставить его на мельницу. Поэтому, несмотря на ранее сказанное, я ещё немного задержусь на парусах.

Когда была изобретена китайская парусная лодка по имени джонка, науке неизвестно. Строго говоря, нет уверенности, что она вообще китайская, посколько этимология её названия уводит к другим языкам. Традиционная китайская история приписывает изобретение джонки первоимператору Фу Си, но тот много чего изобрел, а также имел тело змеи и умел летать, так что сами понимаете. Первые упоминания джонки относятся к эпохе империи Хань (206 до н. э.—220 н. э.), но вразумительные сведения обнаруживаются только в империи Сун (960 - 1279). Если вспомнить датировку китайский ветряков, то можно обнаружить некоторое согласие дат. Насколько оно относится к развитию техники, а насколько к политической ситуации -- трудно сказать.  Много неясного в этой инопланетной цивилизации, равно как и в нашей собственной.

Вернусь к технике. Я хотел нарисовать как работает парус джонки, но отказался от этого шага после того, как посмотрел на рисунки других, а также вспомнил как сам в детстве пытался понять работу джонки. Тогда я был взбешён. Объяснятели явно сами не понимали как она работает, но брались объяснять. Это бесит, по молодости, а к молодому поколению надо относиться бережно, это наше будущее. Поэтому ограничусь самыми общими словами.

Парус джонки устроен как флюгер. Его центр смещён относительно мачты. Вы можете это видеть на фотографии в начале поста. Это Вьетнам, как утверждается, хотя похоже на южный Китай. Что неудивительно, ведь технология джонки оказалась настолько выдающейся, что была усвоена всеми соседями Китая. Есть мнение, что под влиянием джонки совершенствовалось и европейское парусное искусство. Более того, якобы из-за совершенства джонок Китай ограничился каботажным плаванием, а европейцы, на своих примитивных судах, часто были вынуждены далеко уходить от от берега и стали пересекать океаны, которые совсем не интересовали китайцев. Ведь китайцы выходили в море ради пропитания, а наибольшая биологическая плотность вблизи берегов. Пелагические рыбы редки, донная же биомасса, столь любимая китайцам, вдали от берега и вовсе недоступна.

Посмотрите на паруса "Катти Сарк", самого великого парусника всех времён и народов. Где тут Египет, где Китай? А тут корабль Колумба.

Так вот, конструкция паруса джонки позволяла ходить бейдевинд. Под тупым углом к ветру. Когда ветер дует чуть сбоку от носа судна. Впервые в мире. Когда же ветер дул прямо в нос (левентик), тогда джонка останавливалась. Почему? Да потому, что парус джонки был устроен как флюгер, он выстраивался вдоль ветра, чтобы оказывать ему наименьшее сопротивление. Когда же ветер дул с другого направления, не от носа, тогда китайцы не позволяли парусу поворачиваться, и он был вынужден работать как парус, вставая "раком", растопыриваясь как Липунешка на лопате Бабы-Яги. Никакой компьютерной автоматики при этом не использовалось. Просто парус был привязал верёвкой за нижнюю рею к палубе. Эта верёвка ограничивала вращение паруса вокруг мачты, не позволяя ему повернуться к носу джонки.

Все главные машины родились из упражнений человека с верёвкой и палкой. Вот эта вот верёвка, которой был привязан парус джонки, в значительной степени определила развитие человеческой цивилизации в новое время.

То есть, джонка либо двигалась вперёд, либо останавливалась, с какого бы направления не дул бы ветер. Это как раз то, что нужно для лопастей вертикальной мельницы. Если они будут соответствовать этому условию, тогда не нужно будет защищать их от ветра, они сами будут подстраиваться под него. Стены от ветра не нужны! Мельница может обходиться без них. Здесь я бы хотел разместить видео одного немецкого товарища, но Германия не дружит с ютьюб, поэтому только ссылка. Там у него есть ещё видео с этой конструкцией.

https://youtu.be/GJG-QLG_VqE

Века прошли, и на эту тему придумано ещё масса других устройств. Вертикальные ветряки очень удобны, в том числе тем, что их не нужно ориентировать по ветру. Их также можно вытягивать вверх, что позволяет размещать их на ограниченной площади. Однако другая их проблема, крепление оси в верхней точке, так до сих пор и не решена. Потому применение ветряков с вертикальной осью ограничивается небольшими размерами  и мощностями. Для дома и семьи, так сказать. С другой стороны, домашнее применение нынче представляется весьма перспективным.

1 комментарий:

kachur_donald комментирует...

смещённый центр - это невероятно круто, пусть у Фу Си и тело змеи, зато какая голова!