понедельник, 18 января 2016 г.

Вертись, лёжа на боку

Ветряная мельница Кикладских островов. Википедия.
Тем не менее, ветряки с вертикальной осью стоят несколько в стороне от главного пути развития ветроэнергетики, представленного ветряками с горизонтальной осью. Но вот где и как они были изобретены, как ни странно, плохо известно. Так же, как и в случае с китайскими мельницами, не доказана их генетическая связь с персидскими. В качестве возможного предка китайских мельниц, например, приводятся молельные барабаны Тибета, приводимые в движением ветром. У горизонтальных мельниц тоже мог быть свой собственный предок. Представить себе эволюцию мельничного колеса, которая повернула бы его на бок, не так-то просто, хотя существует же камбала с глазами на боку.

Ветряная мельница острова Фира.
Фото автора.
Как бы то ни было, но первые свидетельства о мельницах с горизонтальной осью приходят из XII-XIII века и свидетельства эти очень надёжные. Первые ветряные мельницы такого типа создали индустрию Кикладских островов в Эгейском море, став не только "градообразующим" предприятием, но и сформировав тамошний ландшафт. Мельники Киклад мололи зерно как с островов, так и с материка тоже, забирая себе десятину. Это был шикарный бизнес. Сообщается о 600 мельницах на архипелаге из 200 островов, большая часть которых мала и необитаема. Одна из кикладских мельниц представлена на фотографии в начале поста. Разумеется, деревянные её части новодел, но конструкция кикладских мельниц передаётся с древних пор только с небольшими изменениями. Да там и менять-то особо нечего, настолько она простая.

Ветряное колесо мельницы о. Фира.
Фото автора.
Если сравнить кикладскую мельницу с персидской, то между ними можно обнаружить много сходства. В обоих случаях ветровое колесо представляет собой звёздочку из мачт, на которые натянуты паруса. Есть ещё одно сходство, которое не так очевидно, но зато оно принципиальное: обе мельницы работают только при определённом направлении ветра. На что можно возразить, мол де, если бы выполнение этого условия требовало бы каких-то технических мер, то тогда можно было говорить о сходстве, а так одно только совпадение недостатков по причине примитивности обеих конструкций. Сказанное, конечно, верно, но не совсем. Не такая уж простая вещь, эта мельница.

Конструктивно просто, но изготовление такой мельницы требовало немалых усилий. Обратите внимание на башню, которая строилась намеренно, это целый каменный дом. Внутри башни находится механизм передачи вращения от оси к мельничным жерновам, тоже непростая и недешёвая штука. Стал бы кто-нибудь на нищих островах громоздить такого монстра, не имея перед глазами примера, дающего надежду на успех? Построишь её, а она не будет вертеться просто потому, что ветер на неё не дует. Но персидские мельницы работали, и они тоже были устроены в каменных башнях с постоянной ориентацией по ветру.

Ветряные водокачки плато Лассити, о. Крит. Фото автора.

Долгое время Киклады принадлежали Византии, на материковой части которой существовали персидские мельницы. Как раз к появлению собственных мельниц Киклады переходя к венецианцам, которые тоже разбирались в технике и многое видели. Кому-то, кто видел в работе персидскую мельницу и убедился в силе ветра, могло прийти в голову присобачить к мельнице ветряное колесо вместо водяного, ведь в остальном механизме кикладская ветряная мельница совпадет с водяной. Киклады замечательно подходили для такого эксперимента. Рек как таковых на них нет, это острова, зато ветер дует постоянно и преобладает в северном направлении. Осталось только понять, где этот экспериментатор увидел ветряное колесо.

Конечно, он мог и сам придумать, но мог ведь и подсмотреть, ведь Александрия и Герон с его ветряком совсем рядом, на другом берегу моря. Правда прошла тысяча лет с тех пор как Герон ушёл в лучший мир, но книга-то егo, написанная по-гречески, осталась. Так что, прототипами кикладской ветряной мельницы вполне могли бы быть персидская мельница, водяная и ветряк Герона. Всё как у порядочных людей: папа, мама и... портрет на стене. Чем ближе мы приближаемся к нашим дням, тем сложнее становится техника, тем больше возрастает роль портрета чертежа, ускоряющего процесс совершенствования техники.

Привод мельничного жернова, музей "Лихностатис", о. Крит.
Фото автора.


1 комментарий:

kachur_donald комментирует...

очень украсили старую сказку новые иллюстрации.