пятница, 12 февраля 2016 г.

Ветер свободы

Ветряные мельницы прибыли в Америку вместе с европейцами. Коренные американцы вообще не очень дружили с колёсами, знаете ли. Поэтому американские мельницы продолжили линию развития своих европейских предков. Так ещё в 1671-м году французы выстроили форт Сенвиль (Fort Senneville) для защиты Монреаля. В качестве сторожевой башни форта выступала... правильно, ветряная мельница. На мельнице размещались мушкетёры и три пушки. Она была столь крепка, что ирокезы, уничтожив форт в 1691-м году, не смогли с ней ничего сделать. С перестройками мельница проработала до конца XVIII-го века.

 A Million Ways to Die in the West
Настал век XIX, век стали и пара. Америка из захолустья так называемого цивилизованного мира постепенно стала выходить в мировые промышленные лидеры. Новые американцы осваивали огромные территории малочисленными силами, им требовалась механизация. Индейцы работать не хотели, афроамериканцы не всем были по карману, а потом их вообще освободили. На машины возлагались большие надежды. Изобретатели работали не покладая рук, нередко "в стол", без расчёта на успех. Впрочем, с изобретателями так всегда бывает, только иногда им везёт.

В 1854-м году 28-летний американец Дэниель Халладей (Daniel Halladay) из Вермонта запатентовал автоматическую ветряную мельницу для перекачки воды. И хотя сам изобретатель сомневался в успехе своего стального детища, мельница Халладея внезапно завоевала Америку. Она разошлась сотнями тысячах копий и проработала целое столетие. Как голландские водяные насосы сформировали голландский ландшафт, так и насос Халладея во многом создал Америку. И то, что эта мельница входит в стандартный набор декораций американского городка из вестерна, вовсе не случайность. Мельница Халладея была куда важней в таком городке, чем, не поверите, церковь и даже салун. Да что там салун... без мельницы не было бы железнодорожной станции.

Гражданская война поставила перед американским обществом задачу объединения страны. Кроме того, в собственность Соединённых Штатов отошли земли на тихоокеанском побережье, прежде принадлежавшие Мексике. Поэтому, на самом высоком уровне было принято решение о строительстве железной дороги, которая связала бы воедино страну от одного океана до другого. Три тысячи километров дороги были построены с 1863-й по 1869-й годы. Перед строителями стаяло множество сложных задач, одну из которых позволили решить ветряные мельницы.

Реплика паровоза "Юпитер".
Единственными локомотивами в то время были паровозы, подобные "Юпитеру" на картинке справа, который участвовал в церемонии забития "золотого костыля" Трансконтинентальной железной дороги. Паровой котёл таких локомотивов работал по "открытому циклу". Отработанный пар не возвращался назад в котёл, а выбрасывался в окружающую среду. Поэтому локомотивы потребляли огромное количество воды, во много раз больше, чем топлива. Обычно этому обстоятельству не придавали особого значения, но дорога к Тихому океану лежала через пустынные прерии. Там не было воды, тем более в промышленных масштабах. На поверхности не было, но вода была в подземных источниках, на большой глубине, в сотнях футах. Её нужно было выкачивать из-под земли. Вот на эту работу и были приняты ветряные мельницы.

Рядом со скважиной устанавливали цистерну для воды, при ней станцию для поезда, ну и всё остальное тоже. Лучшей рекламы для мельниц было не найти, и продажи пошли. Но нельзя одной только рекламой продвинуть негодный продукт. У мельниц Халладея были и другие достоинства, кроме хорошего пиара.

2 комментария:

kachur_donald комментирует...

и тут они водокачки, надо же. неожиданно.
но три тысячи километров железной дороги за шесть лет! в "Как закалялась сталь" двадцать километров три месяца строили, кажется.

Ночной директор солнечных часов комментирует...

там китайцы строили. сто тыщ миллионов положили или около того. народу много померло.