пятница, 29 января 2016 г.

Мой дом -- моя мельница

Голландская мельница из словаря Брокгауза и Ефрона
Примерно в XIV веке ветряные мельницы получают широкое распространение в стране, которая им во многом обязана самим своим существованием. Речь, разумеется, идёт о Нидерландах, низменных землях. На чертеже, позаимствованном мною из энциклопедического словаря, представлена классическая голландская мельница. В ней уже реализованы все главные изобретения, какие только были сделаны за всю эпоху эмпирического развития ветроэнергетики. Эти мельницы, прозванные в Голландии grondzeiler (наземный парусник) являют собой вершину развития ветряных мельниц. Все более совершенные конструкции уже следует относить к ветровым турбинам.
Нидерланды, Зутермер, 1793 г.

Наземные парусники украшают современный голландский пейзаж. Внешне они отличаются от чертежа только отсутствием малого ветряного колеса, расположенного перпендикулярно большому. Такие колёса устанавливались не везде, а там, где они были, там их демонтировали, чтобы не создавали проблем. Мельницы давно не работают, сами понимаете. И в них больше никто не живёт, а ведь прежде на нижних этажах бывали жилые помещения. Теперь в них кое-где организовали музеи и прочие публичные места.

Большая часть голландских мельниц, как ни странно, не была предназначена для помола. То есть, наземные парусники не были мельницами, строго говоря. С их помощью перекачивали воду, как объясняется на чертеже справа.

Наводнение 1287-го года, обрушившееся на берега Нидерландов и Германии на следующий день после праздника святой Люсии, унесло с собою жизни более пятидесяти тысяч человек. Наводнение святой Люсии было самым губительным в истории Нидерландов, но, увы, далеко не единственным. Более того, оно не привело бы к таким жертвам, если бы не борьба с предыдущими. В XIII-м веке в прибрежной полосе Нидерландов была построена система дамб, защищающих поля от наводнений. Они-то и не выдержали удара стихии, выпустив на поля и селения накопленную за собой воду.

Конечно, можно было отступиться и покинуть рискованные земли, но... был выбран иной путь. Дамбы стали строить выше и мощнее, а это потребовало совсем иных усилий по откачке накапливающейся за ними воды. Для решения этой задачи и были привлечены ветряные мельницы, а возросшие требования к ним привели к новым изобретениям, одно из которых уже было выше упомянуто.

четверг, 21 января 2016 г.

Экономика должна быть экономной

Шатровая мельница в Манчестере.
Википедия.
Перелистывая материалы к этим заметкам, наткнулся на цитату Карла Маркса: «Мельницы на козлах, так называемые немецкие мельницы, являлись до середины XVI в. единственно известными. Сильные бури могли опрокинуть такую мельницу вместе со станиной. В середине XVI столетия один фламандец нашел способ, посредством которого это опрокидывание мельницы делалось невозможным. В мельнице он оставил подвижной только крышу, и для того, чтобы поворачивать крылья по ветру, необходимо было повернуть лишь крышу, в то время как само здание мельницы было прочно укреплено на земле» (К. Маркс. «Машины: применение природных сил и науки»). Найти саму работу в свободном доступе мне не удалось, это отрывок из рукописи, давно уже никому не нужной, только вот эта цитата кочует из реферата в реферат. Цитата, которая лишний раз показывает нам каким засранцем был основатель диалектического материализма.

Оставим в стороне пассаж с опрокидыванием, которое, якобы, не могли побороть четыре сотни лет к ряду, пока некий фламандец не додумался. LOL. Дело в этом самом фламандце. Якобы есть некие засранцы, которые выковыривают из своей задницы золото, гениальные идеи, которые меняют жизнь. Проблема, самокритично описанная дедушкой Фрейдом. Впрочем, я уже описал про такой подход в посте против Бердяева, не хочется повторяться. Разумеется, идея поворачивать одну только ось с крыльчаткой приходила каждому из тех, кому приходилось ворочать мельницу целиком. Более того, многие из них наверняка придумывали вполне работоспособные конструкции, но никто ничего не делал, до поры, до времени. Тому были две причины.

Во-первых, для усовершенствования не было нужды. Ворочать мельницу было не так уж и трудно, а мельник, часто с помощником, были при ней всегда во время её работы. Хотя бы затем, чтобы муку не спёрли. Здоровенные мужики, таскавшие зерно тоннами. Поэтому козловые мельницы благополучно прожили до XX-го века. Во-вторых, усложнение конструкции неизбежно привело бы к её удорожанию и, как следствие, к снижению прибыли. Ветряк должен быть как можно более дешёвым, ведь его стоимость входит в стоимость конечного продукта, которая ограничена конкурирующим предложением на рынке. Этот принцип не только дожил до наших дней, но и стал главенствующим.

Для усложнения конструкции требовалась серьёзная причина. Как утверждает в своей книге историк техники Ричард Лесли Хиллз (Richard Leslie Hills), первая мельница с неподвижной каменной башней была описана в 1295-м году констеблем Дувра. "et in uno molendino ventrico de petra de nuvo construendo in dicto castro" (какой XVI век, какая Фламандия?) Мельницы с каменными башнями получили широкое распространение во Франции, затем в Англии и Нидерландах. В книге есть рисунок XVI века с подробным устройством такой башни с рычагом поворачивающим коническую крышу с помощью лебёдки. Это большой, сложный и совершенный механизм. Автор прозрачно указывает на причину трансформации мельниц.

В средние века, как, впрочем, и намного позднее, северо-запад Европы был ареной непрекращающихся войн. В ходе сражений мельницы подвергались разрушению. Каменные башни, на самом деле, что ясно из их расположения относительно других оборонительных сооружений, сами были частью фортификации (на это указано уже в заметке констебля). Хиллз отмечает как изменилось местоположение мельниц на картах; они передвинулись из полей к городам. То есть, каменные башни были сторожевыми постами на верху которых были установлены деревянные мельницы, а мельничный механизм помещён внутрь башни.

Тем самым экономическая проблема была решена. Сторожевые башни получили гражданскую функцию, которая частично оправдывала расходы на их постройку и содержание, а мельницы стали лучше защищены от нападения. Кроме того, они теперь имели куда более прочное основание (пост), что позволяло увеличить размах крыльев и, стало быть, мощность на валу. То есть, принципиально конструкция не изменилась, но количественные изменения перешли в качественные, как говорил Энгельс, спонсор Карла Маркса.

среда, 20 января 2016 г.

Стой, пока ветер не переменится

Козловая мельница.
Средневековый рисунок.
Практически в одно и то же время с кикладскими мельницами похожие машины появляются на противоположном краю Западной Европы, по обоим берегам Ла-Манша; на востоке Англии, севере Франции и во Фландрии. Совпадение? Не думаю... В 1088 году в Болоньи открывается первый университет. Где-то на рубеже XI-XII начинает работу тот самый Оксфордский университет, где хранится список книги Герона, сделанный в XVI веке. Дело даже не в этой книге, а в том, что начинается просвещение как таковое, люди интересуются не одними только богословскими трудами, и технические знания распространяются с невиданной прежде быстротой.

Историк техники Линн Таунсенд Вайт (Lynn Townsend White) утверждает, что первая ветряная мельница на северо-западе Европы появляется 1189 году в местечке Уидли, Йоркшир (Weedley, Yorkshire). Насколько я понял, от этого селения теперь осталась только пара топонимов. От мельницы тем более ничего не могло остаться, ведь она была деревянной. Не в пример Кикладским островам, в Англии тогда хватало дерева. Получилась взаимодополняющая неполнота: от греческих мельниц остались каменные башни, но не осталось даты постройки, а от английских даты, а сами деревянные мельницы не сохранились. Поэтому идёт спор о приоритете. Я поместил английские мельницы после греческих из-за того, что в них реализована ещё одна инновация.

По-английски тип первых мельниц северо-западной Европы называется the sunk post mill, по-русски -- козловая мельница. Дело в том, что леса в Англии было достаточно, но не было такого стабильного ветра как на Кикладах. Поэтому мельницу, всю, целиком, приходилось поворачивать к ветру каждый раз, когда менялось его направление. Это была настоящая катастрофа. Для облегчения процесса домик мельницы устанавливали на столб (the sunk post), но такая конструкция на курьей ноге была очень неустойчивой, а ветер, как мы помним, создаёт осевое усилие, поэтому столбик подпирали укосинами, сажали его в козлы, как можно видеть на картинке вверху.

В общем, решение было необходимым, но малоудовлетворительным. Размер мельницы не мог быть большим (ветровое колесо было не больше 10 метров в диаметре), иначе с ней просто нельзя было бы справиться. Тем не менее, на первых порах такой номер проходил. Более того, благодаря простоте своей конструкции ветряные мельницы козлового типа просуществовали у небогатых хозяев вплоть до XX века. Но время ставило новые задачи.

понедельник, 18 января 2016 г.

Вертись, лёжа на боку

Ветряная мельница Кикладских островов. Википедия.
Тем не менее, ветряки с вертикальной осью стоят несколько в стороне от главного пути развития ветроэнергетики, представленного ветряками с горизонтальной осью. Но вот где и как они были изобретены, как ни странно, плохо известно. Так же, как и в случае с китайскими мельницами, не доказана их генетическая связь с персидскими. В качестве возможного предка китайских мельниц, например, приводятся молельные барабаны Тибета, приводимые в движением ветром. У горизонтальных мельниц тоже мог быть свой собственный предок. Представить себе эволюцию мельничного колеса, которая повернула бы его на бок, не так-то просто, хотя существует же камбала с глазами на боку.

Ветряная мельница острова Фира.
Фото автора.
Как бы то ни было, но первые свидетельства о мельницах с горизонтальной осью приходят из XII-XIII века и свидетельства эти очень надёжные. Первые ветряные мельницы такого типа создали индустрию Кикладских островов в Эгейском море, став не только "градообразующим" предприятием, но и сформировав тамошний ландшафт. Мельники Киклад мололи зерно как с островов, так и с материка тоже, забирая себе десятину. Это был шикарный бизнес. Сообщается о 600 мельницах на архипелаге из 200 островов, большая часть которых мала и необитаема. Одна из кикладских мельниц представлена на фотографии в начале поста. Разумеется, деревянные её части новодел, но конструкция кикладских мельниц передаётся с древних пор только с небольшими изменениями. Да там и менять-то особо нечего, настолько она простая.

Ветряное колесо мельницы о. Фира.
Фото автора.
Если сравнить кикладскую мельницу с персидской, то между ними можно обнаружить много сходства. В обоих случаях ветровое колесо представляет собой звёздочку из мачт, на которые натянуты паруса. Есть ещё одно сходство, которое не так очевидно, но зато оно принципиальное: обе мельницы работают только при определённом направлении ветра. На что можно возразить, мол де, если бы выполнение этого условия требовало бы каких-то технических мер, то тогда можно было говорить о сходстве, а так одно только совпадение недостатков по причине примитивности обеих конструкций. Сказанное, конечно, верно, но не совсем. Не такая уж простая вещь, эта мельница.

Конструктивно просто, но изготовление такой мельницы требовало немалых усилий. Обратите внимание на башню, которая строилась намеренно, это целый каменный дом. Внутри башни находится механизм передачи вращения от оси к мельничным жерновам, тоже непростая и недешёвая штука. Стал бы кто-нибудь на нищих островах громоздить такого монстра, не имея перед глазами примера, дающего надежду на успех? Построишь её, а она не будет вертеться просто потому, что ветер на неё не дует. Но персидские мельницы работали, и они тоже были устроены в каменных башнях с постоянной ориентацией по ветру.

Ветряные водокачки плато Лассити, о. Крит. Фото автора.

Долгое время Киклады принадлежали Византии, на материковой части которой существовали персидские мельницы. Как раз к появлению собственных мельниц Киклады переходя к венецианцам, которые тоже разбирались в технике и многое видели. Кому-то, кто видел в работе персидскую мельницу и убедился в силе ветра, могло прийти в голову присобачить к мельнице ветряное колесо вместо водяного, ведь в остальном механизме кикладская ветряная мельница совпадет с водяной. Киклады замечательно подходили для такого эксперимента. Рек как таковых на них нет, это острова, зато ветер дует постоянно и преобладает в северном направлении. Осталось только понять, где этот экспериментатор увидел ветряное колесо.

Конечно, он мог и сам придумать, но мог ведь и подсмотреть, ведь Александрия и Герон с его ветряком совсем рядом, на другом берегу моря. Правда прошла тысяча лет с тех пор как Герон ушёл в лучший мир, но книга-то егo, написанная по-гречески, осталась. Так что, прототипами кикладской ветряной мельницы вполне могли бы быть персидская мельница, водяная и ветряк Герона. Всё как у порядочных людей: папа, мама и... портрет на стене. Чем ближе мы приближаемся к нашим дням, тем сложнее становится техника, тем больше возрастает роль портрета чертежа, ускоряющего процесс совершенствования техники.

Привод мельничного жернова, музей "Лихностатис", о. Крит.
Фото автора.


воскресенье, 17 января 2016 г.

Всё изобрели в Китае

"Когда дует ветер перемен, одни возводят стены,
другие строят ветряные мельницы".

Китайская народная мудрость,
иногда приписывается Мао.

Джонка в скалах на мелкой воде
Некоторые авторы безосновательно утверждают, что ветряные мельницы были изобретены в Китае свыше двух тысяч лет назад. Подтверждения тому нет, первое документальное свидетельство о существовании в Китае ветряных мельниц относится к XI веку н.э.. Ситуация вполне рядовая, увы. Вся история Китая сплошь мистифицирована, от нижнего палеолита до XX века. Первые сообщения о китайских ветряках носят общий характер, из которого нельзя сделать никакого вывода об их конструкции. Есть мнение, уже высказанное прежде, что мельницы в Китай были привнесены из Персии. По времени сходится, хотя доказательств тому нет, надо быть последовательным. Тем не менее, на европейских гравюрах Китая XVII века можно видеть мельницы с вертикальными парусами. Только это китайские паруса. Так что, даже если китайцы и не изобрели ветряные мельницы, то они, вероятней всего, изобрели китайский парус и точно они додумались поставить его на мельницу. Поэтому, несмотря на ранее сказанное, я ещё немного задержусь на парусах.

Когда была изобретена китайская парусная лодка по имени джонка, науке неизвестно. Строго говоря, нет уверенности, что она вообще китайская, посколько этимология её названия уводит к другим языкам. Традиционная китайская история приписывает изобретение джонки первоимператору Фу Си, но тот много чего изобрел, а также имел тело змеи и умел летать, так что сами понимаете. Первые упоминания джонки относятся к эпохе империи Хань (206 до н. э.—220 н. э.), но вразумительные сведения обнаруживаются только в империи Сун (960 - 1279). Если вспомнить датировку китайский ветряков, то можно обнаружить некоторое согласие дат. Насколько оно относится к развитию техники, а насколько к политической ситуации -- трудно сказать.  Много неясного в этой инопланетной цивилизации, равно как и в нашей собственной.

Вернусь к технике. Я хотел нарисовать как работает парус джонки, но отказался от этого шага после того, как посмотрел на рисунки других, а также вспомнил как сам в детстве пытался понять работу джонки. Тогда я был взбешён. Объяснятели явно сами не понимали как она работает, но брались объяснять. Это бесит, по молодости, а к молодому поколению надо относиться бережно, это наше будущее. Поэтому ограничусь самыми общими словами.

Парус джонки устроен как флюгер. Его центр смещён относительно мачты. Вы можете это видеть на фотографии в начале поста. Это Вьетнам, как утверждается, хотя похоже на южный Китай. Что неудивительно, ведь технология джонки оказалась настолько выдающейся, что была усвоена всеми соседями Китая. Есть мнение, что под влиянием джонки совершенствовалось и европейское парусное искусство. Более того, якобы из-за совершенства джонок Китай ограничился каботажным плаванием, а европейцы, на своих примитивных судах, часто были вынуждены далеко уходить от от берега и стали пересекать океаны, которые совсем не интересовали китайцев. Ведь китайцы выходили в море ради пропитания, а наибольшая биологическая плотность вблизи берегов. Пелагические рыбы редки, донная же биомасса, столь любимая китайцам, вдали от берега и вовсе недоступна.

Посмотрите на паруса "Катти Сарк", самого великого парусника всех времён и народов. Где тут Египет, где Китай? А тут корабль Колумба.

Так вот, конструкция паруса джонки позволяла ходить бейдевинд. Под тупым углом к ветру. Когда ветер дует чуть сбоку от носа судна. Впервые в мире. Когда же ветер дул прямо в нос (левентик), тогда джонка останавливалась. Почему? Да потому, что парус джонки был устроен как флюгер, он выстраивался вдоль ветра, чтобы оказывать ему наименьшее сопротивление. Когда же ветер дул с другого направления, не от носа, тогда китайцы не позволяли парусу поворачиваться, и он был вынужден работать как парус, вставая "раком", растопыриваясь как Липунешка на лопате Бабы-Яги. Никакой компьютерной автоматики при этом не использовалось. Просто парус был привязал верёвкой за нижнюю рею к палубе. Эта верёвка ограничивала вращение паруса вокруг мачты, не позволяя ему повернуться к носу джонки.

Все главные машины родились из упражнений человека с верёвкой и палкой. Вот эта вот верёвка, которой был привязан парус джонки, в значительной степени определила развитие человеческой цивилизации в новое время.

То есть, джонка либо двигалась вперёд, либо останавливалась, с какого бы направления не дул бы ветер. Это как раз то, что нужно для лопастей вертикальной мельницы. Если они будут соответствовать этому условию, тогда не нужно будет защищать их от ветра, они сами будут подстраиваться под него. Стены от ветра не нужны! Мельница может обходиться без них. Здесь я бы хотел разместить видео одного немецкого товарища, но Германия не дружит с ютьюб, поэтому только ссылка. Там у него есть ещё видео с этой конструкцией.

https://youtu.be/GJG-QLG_VqE

Века прошли, и на эту тему придумано ещё масса других устройств. Вертикальные ветряки очень удобны, в том числе тем, что их не нужно ориентировать по ветру. Их также можно вытягивать вверх, что позволяет размещать их на ограниченной площади. Однако другая их проблема, крепление оси в верхней точке, так до сих пор и не решена. Потому применение ветряков с вертикальной осью ограничивается небольшими размерами  и мощностями. Для дома и семьи, так сказать. С другой стороны, домашнее применение нынче представляется весьма перспективным.