понедельник, 15 февраля 2016 г.

Крылья, ноги и хвосты.

Центробежный регулятор
Патент Халладея лежит здесь: http://docsteach.org/documents/4688450/detail. Точнее эскиз к нему. Я позволил себе сделать с него пару выкопировок. Прошло полтора века, патент выдавался на семь лет. Надеюсь, картинки не забанят, как в прошлом посте. Впрочем, это не важно. Схема очень общая, в последующем она воспроизводилась в разных вариантах, мало похожих на оригинал. Только что принцип оставался тот же самый. Картинку кто хочет может посмотреть самостоятельно.

Так в чём же новшество? Как ни странно, но в мельнице Халладея не было ничего нового. Все технические решения, составляющие её основу, уже прежде где-нибудь, да использовались. Вся хитрость была собрать их вместе, чтобы получилась хорошая машина, способная к тому же работать в полностью автономном режиме около месяца (межсервисный интервал).

Автоматизация  мельницы осуществлялась центробежным регулятором, который в словаре Брокгауза и Ефрона назван "колеса Галладая". На самом деле, такой регулятор частоты вращения ведущего вала был установлен ещё на знаменитой паровой машине Джеймса Уатта в конце XVIII-го века. Что интересно, машина Уатта тоже использовалась для перекачки воды. Можно сказать, что тепловой двигатель обогнал ветряной в гонке инноваций, но не тут-то было. Центробежный регулятор был известен ещё до Уатта и применялся... в ветряных мельницах. Правда там он работал несколько иначе. Он менял величину зазора между жёрновами в зависимости от частоты их вращения.

Подпись любопытная. Daniel Halliday.
Вероятно, это поздняя подпись чужой рукой, а не автограф.
В пояснительной записке к патенту лопасти ветряного колеса называются the wings or sails. "Крылья или паруса", терминология меняется, и это не филологический изыск. Меняется конструкция главного рабочего органа машины. На это обстоятельство в рассказах о мельнице Халладея обычно не обращают особого внимания, сосредотачиваясь главным образом на изложении принципа работы центробежного регулятора. Но последний хотя и являет собой хитроумную конструкцию, тем не менее, выполняет второстепенную функцию.

Его роль -- поворачивать крыло, изменяя угол атаки. С этой задачей может справиться и какое-нибудь другое устройство. Главное то, что лопасть теперь работает как жёсткое тело (первые крылья были деревянными, потом их стали изготавливать из металла). Вроде бы здесь нет новшества, мельница Хупера тоже имела поворотные пластинки, но они меняли парусность, а не угол атаки. Это существенная разница. Крылья мельницы Халладея скорей напоминают китайскую мельницу. Опять всё изобрели китайцы.

Другое новшество тоже обычно обходят вниманием, хотя оно такое же заметное, как и крылья. Хвост, разумеется. Хвост, работая как флюгер, устанавливает мельницу точно по ветру, а центробежный регулятор, изменяя угол атаки крыльев, регулирует частоту оборотов мельницы, не позволяя ей пойти в разнос. Вот такая немудрёная автоматика получилась.

Третье усовершенствование -- ферменная конструкция опоры, изобретение незапамятной древности, даже не получившее отражение в патенте, хотя в ветряных мельницах такие опоры прежде не использовались. Ферменная опора придала прочности конструкции при малой стоимости.

Для комплекта следует добавить неплохой насос и получаем ходовой продукт. Благодаря своей автоматике, мельницы Халладея нашли широкое применение не только на железной дороге, но и в сельском хозяйстве. Фермеры, как отмечается, покупали их даже в складчину, не заморачиваясь вопросами управления и техобслуживания. Популярности способствовало и то обстоятельство, что простота конструкции и ограниченность патента позволили работать на рынке конкурирующим фирмам, что удерживало цену на мельницы на низком уровне.

Именно от мельницы Халладея следует вести родословную современных ветряных турбин. По сути дела, далее происходили усовершенствования деталей конструкции. Основа же её, платформа, можно сказать, остаётся неизменной с 1854-го года. Однако, усовершенствование было делом непростым. Нужно было во многом разобраться, ведь создавались ветряные мельницы путём проб и ошибок, без теоретической основы.

пятница, 12 февраля 2016 г.

Ветер свободы

Ветряные мельницы прибыли в Америку вместе с европейцами. Коренные американцы вообще не очень дружили с колёсами, знаете ли. Поэтому американские мельницы продолжили линию развития своих европейских предков. Так ещё в 1671-м году французы выстроили форт Сенвиль (Fort Senneville) для защиты Монреаля. В качестве сторожевой башни форта выступала... правильно, ветряная мельница. На мельнице размещались мушкетёры и три пушки. Она была столь крепка, что ирокезы, уничтожив форт в 1691-м году, не смогли с ней ничего сделать. С перестройками мельница проработала до конца XVIII-го века.

 A Million Ways to Die in the West
Настал век XIX, век стали и пара. Америка из захолустья так называемого цивилизованного мира постепенно стала выходить в мировые промышленные лидеры. Новые американцы осваивали огромные территории малочисленными силами, им требовалась механизация. Индейцы работать не хотели, афроамериканцы не всем были по карману, а потом их вообще освободили. На машины возлагались большие надежды. Изобретатели работали не покладая рук, нередко "в стол", без расчёта на успех. Впрочем, с изобретателями так всегда бывает, только иногда им везёт.

В 1854-м году 28-летний американец Дэниель Халладей (Daniel Halladay) из Вермонта запатентовал автоматическую ветряную мельницу для перекачки воды. И хотя сам изобретатель сомневался в успехе своего стального детища, мельница Халладея внезапно завоевала Америку. Она разошлась сотнями тысячах копий и проработала целое столетие. Как голландские водяные насосы сформировали голландский ландшафт, так и насос Халладея во многом создал Америку. И то, что эта мельница входит в стандартный набор декораций американского городка из вестерна, вовсе не случайность. Мельница Халладея была куда важней в таком городке, чем, не поверите, церковь и даже салун. Да что там салун... без мельницы не было бы железнодорожной станции.

Гражданская война поставила перед американским обществом задачу объединения страны. Кроме того, в собственность Соединённых Штатов отошли земли на тихоокеанском побережье, прежде принадлежавшие Мексике. Поэтому, на самом высоком уровне было принято решение о строительстве железной дороги, которая связала бы воедино страну от одного океана до другого. Три тысячи километров дороги были построены с 1863-й по 1869-й годы. Перед строителями стаяло множество сложных задач, одну из которых позволили решить ветряные мельницы.

Реплика паровоза "Юпитер".
Единственными локомотивами в то время были паровозы, подобные "Юпитеру" на картинке справа, который участвовал в церемонии забития "золотого костыля" Трансконтинентальной железной дороги. Паровой котёл таких локомотивов работал по "открытому циклу". Отработанный пар не возвращался назад в котёл, а выбрасывался в окружающую среду. Поэтому локомотивы потребляли огромное количество воды, во много раз больше, чем топлива. Обычно этому обстоятельству не придавали особого значения, но дорога к Тихому океану лежала через пустынные прерии. Там не было воды, тем более в промышленных масштабах. На поверхности не было, но вода была в подземных источниках, на большой глубине, в сотнях футах. Её нужно было выкачивать из-под земли. Вот на эту работу и были приняты ветряные мельницы.

Рядом со скважиной устанавливали цистерну для воды, при ней станцию для поезда, ну и всё остальное тоже. Лучшей рекламы для мельниц было не найти, и продажи пошли. Но нельзя одной только рекламой продвинуть негодный продукт. У мельниц Халладея были и другие достоинства, кроме хорошего пиара.

четверг, 11 февраля 2016 г.

Раззудись, плечо!

В заключение рассказа о голландских мельницах мне бы хотелось упомянуть ещё одну их особенность. Можно даже сказать, что это изобретение, хотя его никто не патентовал. Не все толком понимают его смысл, но многие его замечают. В литературе мне доводилось видеть совершенно дикие попытки объяснить назначение наклона ветряного колеса, поэтому я попробую внести ясность в этот вопрос, а именно, почему ось ветряного колеса голландских мельниц наклонена к горизонту?

Если посмотреть на рис. 4 (внизу), то конструкция мельницы под пунктом а) представляется наиболее простой. Так строили средиземноморские мельницы, так теперь строят ветрогенераторы. Наклонять колесо нет никакого смысла с точки зрения эффективности его работы. Более того, колесо с наклоном работает хуже, оно меньше черпает ветра. Но если башня мельницы имеет коническую форму с широким основанием, как у классических голландских мельниц, тогда появляется смысл наклонить колесо.

Рис. 4. Изгибающая нагрузка на ось ветряного колеса.


Посмотрим на рис. 4 b). На нём нарисована как раз такая башня. Чтобы колесо не задевало крыльями башни, его пришлось вынести намного дальше от башни, чем в случае а). Но это означает, что плечо приложения нагрузки на ось (обозначенное на рисунке синей линией) стало больше. Сама нагрузка, вес колеса, осталась прежней (красная стрелка на рисунке). А это означает, что ось прогнётся на большую величину, ведь угол прогиба балки с защемлённым концом пропорционален квадрату её длины. Но не стану тут излагать сопромат, каждый и так знает из опыта, что к чему. Большой же прогиб оси привёл бы к биению колеса, что опасно для всей мельницы в целом. Правило рычага тоже никто не отменял, так что такое колесо всё бы в башне разворотило.

Если же мы расположим колесо под наклоном, вдоль образующей контур башни линии, как в пункте с) рисунка, то плечо можно не только сохранить прежним, но даже подсократить слегка, учитывая то обстоятельство, что плечо приложения силы к опоре определяется как перпендикуляр из точки опоры к силе. Ось же у нас наклонена, поэтому для определения размера плеча нужно длину свободного конца оси умножить на косинус угла наклона, а это величина, меньшая единицы. И это ещё не все положительные моменты от наклона колеса.

Разберёмся в том, почему башня мельницы имеет такую форму. Вспомним, что ветер не только вращает колесо, но и создает осевое усилие. Эта сила действует вдоль оси колеса и стремится опрокинуть мельницу на спину. На рис. 5 (внизу) осевая сила обозначена синей стрелкой. Она создаёт опрокидывающий момент силы. Мельница может повернуться вокруг точки, обозначенной круговой стрелкой. Опрокинется она или нет зависит от баланса двух моментов; уже упомянутого и момента, прижимающего мельницу к земле. Второй момент создаётся прижимающей силой, обозначенной красной стрелкой. Эта сила ни что иное, как вес мельницы. Если прижимающий момент больше опрокидывающего, то мельница будет стоять, если меньше -- опрокинется.

Рис. 5. Опрокидывающий момент.

Хотя оба момента приложены к одной и той же точке, плечи у них разные. Они обозначены тёмно-синими линиями с точками. Если башня мельницы каменная, она достаточно тяжела, чтобы противостоять опрокидывающей силе ветра даже в конфигурации пункта а) рис. 5. Поэтому каменные мельницы строились цилиндрической формы, иногда с небольшой конусностью, если очень "тонкие". Другое дело деревянная башня, вес которой невелик. Такой башне приходилось "раздвигать ноги пошире", чтобы на них устоять.

Сравним пункт а) и b) рис. 5. Опрокидывающий момент в обоих случаях одинаковый, а прижимающий -- разный, при том, что вес мельницы в обоих случаях принимается одним и тем же (красная стрелка). Момент увеличивается за счёт увеличения плеча, поскольку величина момента равна произведению силы и плеча. Плечо же растёт от того, что точка поворота отодвинулась от вектора действия прижимной силы, который откладывается от центра масс мельницы. Говоря банальным языком, упор отодвинули подальше.

Кстати, об упоре. Основатель марксизма, помнится, говорил, что козловые мельницы были неустойчивыми, пришлось изобрести башенные (голландские). Так вот, козловые мельницы куда проще "упороть", чем башенные. Со стороны, противоположной ветряному колесу, сколько угодно места для упора. Сторону же с колесом можно сделать вертикальной. Именно так и делались козловые ветряные мельницы. Посмотрите на рисунки, коих множество в сети. Другое дело -- башенная мельница. Колесо вращается вокруг её оси, поэтому все её стороны должны быть одинаковы.

Теперь посмотрим на пункт с) рис. 5. Здесь колесо расположено под наклоном. И хотя опрокидывающая сила остаётся прежней, опрокидывающий момент уменьшается, потому что уменьшается плечо его приложения. Уменьшение опрокидывающего момента можно также понять через разложение осевой силы по проекциям. Когда сила направлена строго горизонтально, то всё она "расходуется" на опрокидывание. Если же вектор осевой силы направлен под углом к земле, то его вертикальная проекция работает как прижимная сила, а как опрокидывающая только горизонтальная, которая меньше всей осевой силы в целом. Тем самым, из-за наклона колеса мельница становится ещё более устойчивой.

Конечно, можно было бы сделать мельницу просто тяжелей, но для этого пришлось бы разместить в ней дополнительный груз, что увеличило бы напряжения в конструкции. Увеличение напряжений потребовало бы усиления прочности силовых элементов. Для повышения прочности их потребовалось бы утолстить... Процесс мог оказаться бесконечным.

Плохо также делать башню цилиндрической, но с большим радиусом. Хотя башня расположена за ветряным колесом, она всё же может повлиять на его работу, если окажется слишком большой. Предположим башню бесконечно большой, тогда колесо вовсе не будет вращаться. Ветер просто упрётся в бесконечную стену и перестанет дуть. Большая башня ослабит ветер перед собой. Кроме того, на большой башне и крыша будет большой, её трудно будет ворочать. И перерасход стройматериала тоже не маловажная вещь.

Так что, здесь мы имеем изящное инженерное решение, вызванное тем обстоятельством, что строители мельниц столкнулись с ограничением, наложенным использованием определённого материала, а именно -- дерева. Дерево устарело. Пришла пора его заменить чем-то другим.

вторник, 9 февраля 2016 г.

Держи ось по ветру

Danish Smock mill from 1895
at Sønderho, Fanø, with fantail
Мельницы стремились быть похожими не только на самолёты, но и на вертолёты тоже. Маленькое ветровое колесо, которое я прежде упоминал, похоже с точностью до наоборот, как говорят математики, на рулевой винт вертолёта. Рулевой винт, устанавливаемый на хвосте одновинтового вертолёта, создаёт воздушный поток, который препятствует вращению вертолёта вокруг оси главного винта. Вертолёт вращает главный, несущий винт в одну сторону, а сам вертолёт, в соответствии с законом сохранения момента импульса, стремится повернуться в другую сторону. Чтобы этого не происходило, на хвосте устанавливают дополнительный маленький винт.

Поворотный винт ветряной мельницы (fantail по-английски), напротив, вращается от воздушного потока и стремится повернуть крышу мельницы с основным ветряным колесом. Винт будет поворачивать мельницу до тех пор, пока ветер дует через его плоскость. Когда направление ветра совпадёт с плоскостью винта, ветер перестанет вращать поворотный винт, он остановится, а за ним и мельница. Поскольку поворотный винт перпендикулярен основному ветряному колесу, при установившемся положении мельницы ветер будет дуть прямо на главное колесо, а мельница сама по себе всегда будет наилучшим образом повёрнута к ветру.

Такое простенькое изобретение было запатентовано Эдмунтом Ли (Edmund Lee) в 1745-м году в Англии. Почему так поздно? Во-первых, конструкция не такая простая, как можно подумать, исходя из её описания. Если вернуться к чертежу из Брокгауза (внизу), то при желании можно рассмотреть, что в ней используется три разных вала с зубчатыми передачами между ними. Все эти элементы требуют точности изготовления и работают под большой нагрузкой (башня тяжёлая), что делает их дорогими.


Второе обстоятельство несколько спорное, и, наверное, поэтому поворотные винты имели ограниченное распространение. Значительная часть голландских мельниц по старинке поворачивалась вручную, с помощью штурвалов (очень похожих на корабельные). В тоже время, поворотные винты всё же устанавливались на некоторые мельницы, особенно за пределами Голландии.

С одной стороны, поворотное колесо избавляет от необходимости ворочать мельницу вручную, но, с другой стороны, оно само поворачивает мельницу слишком часто, даже при незначительном изменении направления ветра. Нужны ли такие повороты? Правильная ориентация по ветру даёт наибольший энергетический выход, но мы ведь помним, что опасен избыточный ветер, а не слабый. Мельницы строились с запасом парусности. Так что, небольшое отклонение направления ветра от оптимального могло быть даже полезным. В любом случае человеку надо было следить за режимом работы мельницы, полностью автономными их нельзя было оставлять.

Более того, поворот мельницы, если изменение направления ветра было кратковременным, мог сократить отдачу от ветра. Причина тому -- всё тот же закон сохранения момента импульса. Дело в том, что в соответствии с ним, вращающееся тело сохраняет не только скорость своего вращения, но и направление оси вращения. Поэтому волчок, забава детства, стоит на столе, не падает, пока не остановится. Для того, чтобы изменить направление оси, нужно приложить силу и потратить энергию.

"Аллигатор"
Ветряное колесо, это волчок, гироскоп, причём массивный, сохраняющий большое количество энергии вращательного движения. Например, поворот колеса на 180° равносилен изменению направления его вращения на противоположное. То есть, на такой поворот надо затратить удвоенную энергию вращения колеса. Остановить колесо, а затем закрутить его в противоположную сторону. Если часто поворачивать массивное колесо, оно и вовсе перестанет вращаться, будет только дёргаться туда-сюда. Поэтому маневренные вертолёты стараются делать двухвинтовыми, хотя такая конструкция намного сложней одновинтовой. Суммарный момент импульса двойного винта нулевой (винты вращаются в противоположных направлениях), и маневр даётся малой силой.

Конечно, всё это можно отрегулировать, поворотное колесо будет работать, но велик ли выигрыш? Вопрос. Кроме того, каждый поворот массивного деревянного сооружения, это удар по его долговечности. Стало быть, надо делать его прочнее, то есть, массивнее. А чем массивней, тем большее усилие к нему надо прилагать, и так далее...

Механика сплошных вторников

Вторник с избыточным весом.

пятница, 5 февраля 2016 г.

Не взлетим, так поплаваем

Ещё одно стороннее изобретение, применённое в крыльях голландских мельниц, происходит из парусного флота. Ветер, как мы все знаем, непостоянен. Причём для ветроэнергетики проблему составляет не слабый ветер, а сильный. При высокой частоте вращения ветряного колеса края крыльев, как мы выяснили, перестают работать на вращение, зато осевое усилие на них сохраняется и возрастает с увеличением скорости ветра. Крылья изгибаются и в какой-то момент времени касаются основания мельницы. На этом её жизнь заканчивается, как это произошло на видео внизу.



Если мельница средиземноморская, то больших разрушений не произойдёт. Деревянные жерди-мачты не повредят каменную башню-основание. Более того, дело вряд ли дойдёт до столкновения, паруса порвутся раньше. Другое дело деревянная мельница голландского типа с массивными крыльями. Если добавить к картине мельницы, бешено размахивающей крыльями, взрыв муки и жёрнов, катящийся вприпрыжку из развалин, то поневоле начнешь сочувствовать селянам, подозревавшим мельника в особых связях с нечистой силой и отказывавшихся селиться неподалёку от мельницы.

Моряки, у которых всегда была та же проблема, решали её за счёт сокращения парусности. При сильном ветре они убирали паруса, а если и это не помогало, то рубили мачты. Крылья голландских мельниц тоже, в некотором роде, снабжались парусами, ведь снаружи деревянного каркаса они были обтянуты парусиной. Поэтому, для снижения забираемой от ветра мощности достаточно было убрать ткань с части крыльев. На рисунках и фотографиях мы часто видим один каркас крыльев без парусины вовсе, это потому что мельницы не работают. Каркас ещё и потому решётчатый, чтобы по нему можно было ползать как по лестнице, как это делают матросы, ставящие паруса.

Кинжальный риф взят
Но в такой регулировке было много неудобства: мельницу приходилось останавливать, а установка или снятие парусины требовала времени, да и работа была опасной. Требовались усовершенствования и они последовали. Изобретений было сделано множество, но начальные этапы прогресса в летописи не попали. Сами изобретения тоже не сохранялись ввиду недолговечности материала. Говоря по существу, предпринимались попытки внедрить решения, сходные с теми, что были найдены на флоте. Кое-что сохранилось на памяти и было воспроизведено в наши дни, как вот этот способ прилаживания паруса на картинке справа, взятой из Википедии. Моряки называют работу по конфигурации парусов "взятие рифов". Риф с картинки по-английски называется Dagger point, "кинжальный укол".

Автор снимка Jim Woodward-Nutt
Начиная с XVIII-го века появляются точные сведения не только о самих новшествах, но и об их авторах. Начинается промышленная революция, и появляется патентное право. Механизация внедряется повсюду, даже там, где в ней не было особой нужды. В 1772 шотландец Эндрю Мейкл (Andrew Meikle) изобретает парус для крыльев ветряной мельницы, основанный на принципе жалюзи. В его конструкции плоскость паруса собрана из деревянных ламелей, которые связаны воедино затворным стержнем. Чтобы изменить парусность на всём крыле достаточно воздействовать на управляющий орган. Примерно так, как мы управляем интерьерными жалюзи. Кстати, жалюзи были впервые запатентованы тремя годами ранее в Лондоне, но поворотный механизм для них только в 1841-м в Америке. Так что, ветряные мельницы были на острие технического прогресса, и не исключено, что мы до сих пор пользуемся изобретением, сделанным при их разработке.

Мельница Хупера
в Ирландии
Однако, для регулирования парусности мельницу по прежнему необходимо было останавливать. Прошло совсем немного времени и в 1789-м году английский изобретатель Стефен Хупер (Stephen Hooper) патентует решение этой проблемы. В его конструкции используется тот же принцип жалюзи, но управляющие органы соединены в один, на который теперь можно воздействовать без остановки мельницы.

Далее изобретений и патентов по регулировке парусности крыльев ветряных мельниц становится так много, что перечислять их нет сил, да и надобности тоже. В заключении хотелось бы отметить ещё одно обстоятельство. Приведённые здесь изобретения предвосхищают инженерные решения, используемые в авиации. Ламели крыльев ветряной мельницы -- прообраз устройств механизации крыла самолёта; всех этих предкрылков, закрылков, интерцепторов и прочих флаперонов. Когда появились первые самолёты, для них уже многое было готово. Крылья первых самолётов были устроены так же, как и крылья средневековых мельниц: деревянный решетчатый каркас, обтянутый тканью. Ветряные мельницы, всегда бравшие пример с парусников, начинают всё больше и больше засматриваться на самолёты. Которых пока ещё нет, заметьте.

Механизм поворота ламелей восьмикрылой мельницы ("паук").
Деревня Хекингтон, Англия, постройка конца XIX века, фото автора.


вторник, 2 февраля 2016 г.

О борьбе с уклонизмом

Поворотное колесо, о котором я прежде писал, изобретение заметное, хитроумное, но не особенно полезное. По крайней мере, без него обходились вплоть до 1745-го года, да и потом использовали не всегда. В истории эмпирического развития ветряных мельниц случались куда более полезные, но менее очевидные для стороннего глаза изобретения.

Если у кикладских (средиземноморских, как их чаще называют) мельниц крылья представляли собой самые настоящие паруса, то крылья атлантических мельниц с самого начала делались из деревянных планок, обтянутых тканью. По форме они представляли собой сильно вытянутый прямоугольник, наклонённый по направлению к ветру.

Крыло атлантической мельницы

Прежде я рисовал схему, на которой объяснялся принцип работы ветрового колеса (Рис. 1). В той схеме я предполагал, что колесо покоится, но это же не так! В левой части рисунка 3 изображена ситуация, когда колесо движется. Синяя стрелка показывает движение частицы ветра, а красная -- перемещение лопасти ветрового колеса за тоже самое время, которое двигалась частица ветра. Если колесо движется достаточно быстро, то частица ветра, достигшая плоскости входной кромки ветрового колеса над лопастью, пройдя весь путь до плоскости выходной кромки так и не встретит саму лопасть. Та успеет отскочить в сторону, уклониться. С точки зрения частицы ветра лопасть колеса повёрнута вдоль направления её движения. Лопасть с точки зрения ветра изображена на рисунке пунктиром. Таким образом реализуется принцип относительности Галилея.

Рис. 3. Угол атаки ветрового колеса

Если вернуться к рисунку 1, то станет ясно, что при таком положении лопасти на неё будет действовать только осевая сила (да и то слабая), окружной не будет вовсе. Стало быть, и колесо не будет ускоряться. Более того, если скорость вращения колеса будет ещё выше, как в правой части рисунка 3, то лопасть как бы уклонится в другую сторону, а колесо начнёт тормозиться.

Поэтому, угол наклона лопасти к ветру, угол атаки, следует выбирать с учётом скорости вращения колеса. Чем большей скорости мы хотим достичь, тем больше нужно делать угол атаки, приближая положение лопасти к перпендикулярному по направлению к ветру. Чтобы лопасть не успела уклониться. Но если мы сделаем угол атаки прямым, то колесо тоже не будет вращаться, превратившись для ветра в простую стенку. Поэтому угол атаки должен быть меньше 90 градусов. Причём, заметно меньше.

Ведь если угол атаки будет большим, то в соответствии с Рис. 1 почти вся сила давления ветра пойдёт на создание никому ненужного осевого усилия. Поэтому создатели лопасти зажаты между Сциллой и Харибдой. Малый угол атаки не позволяет развить большой скорости колеса, а большой сводит всю работу ветра к созданию вредного осевого усилия.

И всё бы ничего, если бы колесо не было бы круглым, а это значит... Скорость перемещения участка крыла (та самая скорость лопасти, которую мы рассматривали) зависит от его расстояния до центра колеса. Это очевидно из рисунка крыла в начале поста. За одно и тоже время участок, расположенный ближе к центру колеса, проходит меньший путь, чем более удалённый. Поэтому, при одной и той же скорости ветра скорость крыла будет разной на разных расстояниях от центра. А это значит, что и угол атаки должен быть разным по длине крыла, ведь он зависит от скорости перемещения лопасти, как мы только что выяснили.

Правильное крыло мельницы закручено. Ближе к центру угол атаки острее, а на краях колеса лопасть располагается почти плашмя к ветру. Художники часто изображают всё крыло под прямым углом к ветру, так им проще, но это неверно. Такая мельница крутиться не будет. Вот у Брокгауза и Ефрона нарисованы правильные мельничные крылья, с закруткой.

Когда строители мельниц научились закручивать им крылья, мы не знаем, но похоже на то, что они так делали с самого начала, с самых первых ветровых мельниц. В противном случае от мельниц не было бы никакого толку. Выходит, закрученные крылья изобрели разом? Как же тогда быть с эволюцией? Ну, иногда что-то получается и с первого раза, но вероятнее выглядит иное предположение. Ключевым для него является эпитет ветровая.

До ветровых мельниц, как мы помним, существовали водяные. Первое упоминание о водяной мельнице относится к III веку до н. э. Причём это была мельница с водяным колесом, расположенным горизонтально. Вода на такое колесо подавалась сверху, а его принцип работы был такой же, как и у ветровой мельницы с вертикальным колесом. Вода куда более плотная среда, чем воздух, и за её течением намного проще наблюдать. Эти наблюдения и могли привести к изобретению принципа закрутки лопасти турбины.

Сколько веков для этого потребовалось, мне не известно, но время было; водяные мельницы с турбиноподобным колесом строились с тех самых пор непрерывно. Такое водяное колесо проще чем вертикальное, оно не требует большого перепада воды, ему не нужен редуктор (жёрнов может быть просто насажен на ось). Если только не беспокоиться об эффективности работы колеса. А если побеспокоиться, то можно сделать такое изобретение, как закрученная лопасть; сделать первый шаг к созданию механики сплошных сред.

И в качестве бонуса видео о том, к каким результатам приводит работа изобретателя, не обременённого излишними познаниями и средствами, но нуждающегося в в быстром результате. Очень поучительно и по теме. Здесь затронута и тема турбин, и тема исторически создающейся прикладной науки. Смеяться не над чем. Оно работает уже два года! Диаметр турбины 65 см. Только настоящие учёные пользуются сантиметрами.