Ну... Поехали.
вторник, 12 апреля 2016 г.
понедельник, 11 апреля 2016 г.
Тот ещё Жуковский
![]() |
| Профессор Н.Е.Жуковский |
Возьмём в руки, к примеру, "Энциклопедическiй лексиконъ", изданный в Санкт-Петербурге в 1835-м году. В третьем томе мы можем найти словарную статью следующего содержания:
Из коей любой здравомыслящий человек заключит, что наука аэродинамика была известна под своим именем за много лет до рождения Николая Егоровича. Если угодно делать упор на слово современная, то достижения Жуковского в аэродинамике, кои несомненно были, давным-давно ушли в историю и ничем не выделяются в перспективе от деяний других создателей этой науки. Интересуют они, в основном, студентов, до сдачи экзаменов.
![]() |
| Памятник в Москве, в районе Аэропорт фото автора |
Я долго колебался, стоит ли вообще писать отдельный пост о Жуковском, хотя его обычно поминают у нас в контексте истории ветроэнергетики. Тем более, что я его уже упомянул. Но, поняв, что придётся написать об Уфимцеве, которого на танке не объедешь, не написать о Жуковском мне кажется нечестным. Итак, Николай Егорович не был основоположником аэродинамики, не был он и отцом русской авиации. Кем же он тогда был? Давайте только факты, без фантазий и лирики.
Во-первых, он был учителем. С самого начала своей самостоятельной жизни и до самого её конца преподавание было основным его занятием. Он писал и читал лекции, у него были ученики, которые действительно были его ученики. Жуковский был профессором-белоручкой.
Во-вторых, он был прикладным математиком. Николай Егорович не занимался математикой как таковой, он её использовал как инструмент. Он был из тех редких людей, которые знали как можно применить на практике эту эфирную и бесполезную вещь -- высшую математику. Именно так, не математик и не физик, а прикладной математик. От того столь обширны были сферы применения его таланта: от канализации до астрономии.
В-третьих, он был организатором. И как организатор он действительно многое сделал для отечественной авиации. Да, попросту, спас её от полного исчезновения посреди революционного безумия.
В-четвёртых, он и сам был любознательным и других просвещал, перенося свой педагогический дар в общественное поле, был популяризатором науки.
В-пятых, он действительно был отцом, отцом двоих незаконнорожденных детей. Потому что мама запретила жениться пятидесятилетнему профессору.
В-шестых, с чего бы следовало начать, Жуковский обладал научной честностью и не присваивал себе чужих достижений, даже находок своих многочисленных учеников. Нет не только фактов подтверждения плагиата, но и спорные моменты (с Чаплыгиным, например) действительно спорные, а не недоказанные. Поэтому профессор Жуковский пользовался уважением среди коллег как внутри страны, так и за рубежом.
Некоторые из перечисленных пунктов вступают между собой в противоречие. Но... как однажды сказал поэт, "...гений, парадоксов друг". Николай Егорович действительно производил на людей впечатление гения, этакий доктор Гаспар из сказки Ю.Олеши:
Как лететь с земли до звезд,Только не сделать, а вычислить. Делали, как мы знаем, другие люди. Жуковский, помимо всего прочего, узнал, как вычислить обтекание аэродинамического профиля. Того самого профиля, который испытали и промерили братья Лилиенталь, а Виндинг и Йенсен предложили использовать в лопастях ветряных турбин. Что же касается математического аппарата, то Жуковский, как обычно, прибег к хорошо проверенным средствам.
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш Гаспар.
вторник, 5 апреля 2016 г.
У пожарных дел полно
![]() |
| Брандмейстер Поль Виндинг |
Одно из них запатентовал ещё один датчанин по имени Поль и с говорящей фамилией Виндинг (Povl Vinding) (vind по-датски "ветер"). Поль Виндинг родился в 1886 году, не намного раньше первой датской ветроэлектростанции. В юношестве он получил профобразование для работы с железками, что-то вроде ПТУ, затем продолжил обучение и в 1909-м году защитил диплом инженера-электрика, пройдя путь от солдата до лейтенанта, образно говоря. Но настоящие погоны были впереди. В том же году Поль Виндинг поступает на обязательную воинскую службу, а по увольнении в следующем году возвращается в свой Политехнический, где участвует в проекте создания единой энергетической системы Дании. В 1914-м году, после непродолжительного участия в Первой мировой войне, Поля Виндинга принимают в пожарную службу Копенгагена. И тут он реализует все возможности, которые ему предоставляет сложная, ответственная работа, требующая непрерывной готовности. Поль Виндинг становится настоящим активистом инженерного дела, участвует в различных обществах, выступает на конференциях, подготавливает проекты и при этом продвигается по службе на основном месте работы. Защищает диссертацию, становится членом Академии технических наук, пишет книги, издаёт журналы, фотографирует, наконец... сами знаете, талантливый человек талантлив во всем, тем более, когда у него есть работа мечты.
![]() |
| Пожарная команда, 1921-й год, фото Поля Виндинга. |
![]() |
| Первая ветроэлектростанция деревни Окиркебю |
![]() |
| "Агрико" |
А напрасно, ведь это сооружение -- единственный оригинальный вклад всего острова Борнхольм в мировую историю технологий. Было бы что показывать туристам, теперь же эта мельница даже не упоминается в туристических справочниках. Да и вообще о ней мало кто знает, что опять-таки напрасно. Как отмечается, новые лопасти позволили повысить эффективность турбины примерно на 50% по сравнению с традиционным плоским дизайном. Точных расчётов я не видел, но полагаю, что коэффициент Бетца увеличился от 0,2+ до 0,4+. Впрочем, как мы уже знаем, его вклад не так значителен, как вклад диаметра и скорости ветра, поэтому мельницу не спас новый дизайн её крыльев.
Обратите внимание на форму лопастей: они расширяются к периферии. Если сравнить с лопастями современных турбин, то у них всё наоборот. Я не знаю, чем руководствовались конструкторы, выбрав такую геометрию, но точно не расчётами. Вероятно им казалось, что раз с ростом радиуса увеличивается окружность, то ширина лопасти тоже должна увеличиваться, чтобы ометать туже часть площади, что и центральные части плоскостей... но ведь линейная скорость лопасти тоже растёт с увеличением радиуса. В общем, конструкторы ещё были в плену стереотипов теории плоских крыльев, в то время как обтекаемая лопасть ведёт себя иначе. Как, кстати?
вторник, 29 марта 2016 г.
Механика сплошных вторников
Так вот пошутишь, бывает, не подумавши, а потом жалеешь... жалеешь, так сильно, что аж смешно становится.
вторник, 22 марта 2016 г.
пятница, 18 марта 2016 г.
Подписаться на:
Комментарии (Atom)






