Робин Бобин БарабекСкушал сорок человекК.Чуковский
There Can Be Only One |
Далее происходит весьма важное событие, уже упомянутое в "Парке Калифорнийского периода"; "Вестас" перекупает ветряную мельницу у заболевшего Карла Эрика Йёргенсена.
С 1980 года на фирме начинается массовое производство ветрогенераторов и все эти американские дела, которые уже тоже описывались. После банкротства 1986 года фирма не только не отказывается от ветряной тематики, но, напротив, продаёт большую часть своего имущества и становится ультимативно Vestas Wind Systems A/S (Ветроустановки "Вестас"). Возглавил новую старую фирму Йоханнес Пульсен (Johannes Poulsen). Дела у компании пошли в гору.
В 1989 году "Вестас" приобретает "Датские ветряные технологии". Компанию, вообще говоря, со значительным государственным участием. Это те самые ребята, которые работали с ветряками города Нибе и создали ветропарк на Маснедё. Иногда говорят о слиянии, а не о приобретении. По свидетельству Эрика Грове-Нильсена, некоторое время компания носила двойное имя: Vestas, Danish Wind Technology A/S. В исторической справке, размещённой на официальном сайте компании, этот момент никак не освещён, хотя лично мне он представляется важным. Вместе с компанией, "Вестас" приобрела и те самые технологии, технологии создания ветрогенераторов мегаваттного класса.
В лихие девяностые "Вестас" высаживает свой мегаваттник вместе с остальным "Звёздным десантом" (и получает золото в нашем неформальном зачёте). В 1995 году она выходит в море, оснащая своими турбинами морской ветропарк в Дании. В 1998 году компания становится публичной, разместив акции на бирже Копенгагена. В 2002 году, после 15 лет работы на посту гендиректора, уходит Пульсен. "Вестас" установила 80 турбин в новом морском ветропарке Хорнс в паре десятков километров южнее Лема. Даже опередила сроки, но, как это часто бывает в спешке, что-то пошло не так. Гондолы всех турбин пришлось демонтировать и отправлять на доработку. Акционеры не могли не ответить на такой удар по компании.
В 2004 году "Вестас" купила "Нордтанк-Микон", который сам к тому времени уже много кого купил. В том же году прекращает существование последний датский конкурент компании -- фирма "Бонус". Впрочем, не только датский. "Вестас" становится мировым лидером, не имея себе равных. На её долю приходится 32% рынка.
Однако, 32%, это не сто и даже не пятьдесят. До монополии было далеко тогда, ещё дальше теперь, хотя "Вестас" всё это время продолжала наращивать производство. Высокую конкуренцию на рынке ветрогенераторов можно объяснить несколькими причинами, но самой главной мне представляется обмен технологиями. Большая научная работа проводилась государственными учреждениями, и никому из участников рынка не удавалось сильно вырваться вперёд за счёт патентных ограничений. Пожалуй, в случае с ветроэнергетикой мы видим редкий пример стимулирующего воздействия государства на производство. Успех такого воздействия, на мой взгляд, заключался в том, что в работе участвовали разные страны с разными возможностями и подходами. То есть, конкуренция происходила уже на уровне государства, чего обычно не бывает.
Но была и другая причина сохранения высокой конкуренции после появления явного лидера: на рынок вышли новые игроки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий