Голый король, или Крестовый поход детей.
вторник, 28 марта 2017 г.
вторник, 21 марта 2017 г.
Шведские спички
![]() |
| WTS-3 в Магларпе. |
Поэтому рассказ следует начать с американского авиаконструктора Глиддена Домана (Glidden S. Doman, ушёл из жизни в 2016 году), который идейно возглавил строительство ещё одной промежуточной ступени к промышленному ветрогенератору большой мощности. Глидден вырос в семье изобретателей и техников, поэтому рано приобщился к созданию машин. Ещё будучи подростком, в тридцатых годах прошлого века, он самостоятельно построил гоночный болид и даже выигрывал на нём гонки, как юный Энакин Скайуокер. Тогда же он взялся построить аэроплан, но не смог добыть к нему мотор. После окончания МГУ (Университет Мичигана) в 1942 году Глидден поступил на работу в фирму Сикорского, которого вряд ли надо представлять. Проработал он там недолго, и уже в 1945 году основал свою собственную вертолётную фирму.
![]() |
| Глидден Доман у своего ветролёта. |
Корпорация "Гамильтон Стандард" (ныне UTC Aerospace Systems) занималась разработкой и производством авиационных пропеллеров. Её продукцию закупали "Боинг", фирма Сикорского и другие авиапроизводители, которые также являлись её акционерами. Иногда бывает выгодно передать часть разработок сторонним фирмам, несмотря на то, что они также обслуживают конкурентов, тем более, если так сложилось исторически. Такой производитель комплектующих может вкладывать больше средств в разработку, чем отдельные фирмы, поскольку собирает деньги со всех них разом. В Дании, как мы помним, аналогичным образом появился независимый производитель лопастей для ветряков, но просуществовал он недолго, собирать средства у него не получилось.
В 1977 году "Гамильтон Стандард" подписывает соглашение о долгосрочном сотрудничестве с новым партнёром, шведской судостроительной фирмой "Карлскрунаварвет" (Karlskronavarvet). Соглашение появилось не само по себе, но как часть шведской государственной программы по развитию ветроэнергетики. Датчане тоже пытались позаимствовать для своей программы достижения американских авиапроизводителей, но у них ничего из этого не вышло. Шведы поступили хитрее и взяли американцев в долю.
![]() |
| Внутреннее устройство WTS-3. Взято с сайта "Ветер перемен". |
Глидден занялся в "Гамильтон Стандард" разработкой мощного ветряка, причём сразу в двух вариантах; одного 3-мегаваттного для Швеции и другого 4-мегаваттного для США, которые получили соответствующие имена -- WTS-3 и WTS-4. По счастью для нас, его изобретательскую работу можно проследить по патентам. У Глиддена было их множество, в основном по роторам вертолётов, но есть четыре по ветряным мельницам.
![]() |
| Редуктор из патента US4329117. |
![]() |
| Редуктор, установленный на WTS. |
В патенте US4353681 Глидден предлагает выставлять турбину по ветру пассивным методом, подобно флюгеру, за счёт смещения опоры гондолы от оси ротора. Это решение использовалось на шведском ветряке, американский же был оборудован активной системой выставления курсового угла. Следующий патент US4515525 устраняет колебания гондолы по курсовому углу, возникающие из-за динамической нестабильности двухлопастного ветряка, проблема знакомая по Mod-0. Четвёртый патент US4695736 датирован 1985 годом и позволяет получать с генератора ток постоянной частоты при переменной частоте вращения ротора. WTS такой системы не имели, тем важнее для них были пружинные редукторы Глиддена Домана. В общем, в лице Глиддена шведы получили человека, который знает как заставить машину работать ровно, без излишней тряски и прочих неприятностей. Выбрали его нарочно, либо просто так совпало, я не знаю, но если всё делать с умом, то когда-нибудь совпадёт обязательно.
![]() |
| Лопасти "Гамильтон Стандард" -- ABL. Из архива НАСА. |
![]() |
| Технология изготовления лопасти WTS. |
Ниже традиционная таблица сразу для двух машин, если параметры отличаются, то они даются через слэш (WTS-3 / WTS-4). Отличия происходят из-за разницы сетевой частоты в Швеции и США, 50 и 60 Гц, соответственно.
Ротор- Диаметр 72,2 метра
- 2 лопасти, на "качельках"
- 13° закрутка лопасти
- скорость вращения 25 / 30 об/мин
- регулировка угла атаки по всему размаху лопасти
- наклон оси ротора 0°
- конусность 6°
- высота оси 80 метров
- заветренное расположение (на корме гондолы)
Редуктор
- планетарный
- передаточное отношение 60
- пружинная амортизация порывов ветра
Генератор
- синхронный переменного тока 50 / 60 Гц
- 3 / 4 кВт активной мощности
- 1500 / 1800 об/мин
- 6,6 / 4,16 кВ
Гондола
- пассивное / активное управление курсовым углом
- стальная труба
- высота 77,4 метра
- лифт для персонала
- общая масса с оборудованием 75 тонн
Рабочие характеристики
- минимальная скорость ветра 6 / 7,1 м/с
- номинальная скорость ветра 14,2 / 16,2 м/с
- максимальная скорость ветра 21 / 27 м/с
![]() |
| Путешествие башни из Треллеборга в Магларп. С сайта "Ветер перемен". |
11,5 млн. кВт-ч / 7500 ч * 63% = 0,97 МВт (1/3 от номинальной мощности)
Вполне себе современная величина. Выработка за одиннадцать лет, посчитанная исходя из этой средней мощности, составит 93 млн. кВт-ч. Теперь, если умножить выработку на стоимость киловатт-часа и вспомнить, что современная турбина такой мощности стоит примерно пару миллионов долларов США, то её окупаемость совсем не выглядит фантастикой даже несмотря на наличие неучтённых эксплуатационных расходов. Другое дело, что опытный образец стоил существенно дороже. Сам расчёт я не привожу, поскольку стоимость электроэнергии не является какой-то фиксированной величиной, она определяется на рынках, которые очень разные, и о чём здесь уже говорилось.
Американский WTS-4 также изготовили в Швеции, за исключением лопастей и башни. Работы по нему оплатило Бюро мелиорации (Bureau of Reclamation), государственный орган, заведующий каналами и гидроэлектростанциями на западе США. В 1980 году шесть миллионов долларов пошли в "Гамильтон Стандард", который уже как-то со шведами расплачивался. Инженерную поддержку проекта осуществляли Льюесовский центр и министерство энергетики. Мелиорация появилась здесь потому, что ветрогенераторы планировалось использовать совместно гидроэлектростанциями, давняя идея как побороть проблему неравномерности ветра.
![]() |
| WTS-4 на Аптекарской луке. |
Так закончилась история ветряков WTS, которых готовили для запуска в серию, но, в силу ряда объективных и субъективных причин и несмотря на долгую историю эксплуатации, не оправдавших ожидания индустрии. Не хватало им надёжности, слишком много средств уходило на ремонт. Что же касается Глиддена Домана, то он покинул в 1987 году "Гамильтон Стандард", компания к тому времени потеряла интерес к ветроэнергетике. Несмотря на пенсионный возраст, Глидден не ушёл на отдых, продолжал работать по ставшей ему близкой тематике, сотрудничал с итальянцами, но это уже другая история.
вторник, 14 марта 2017 г.
воскресенье, 12 марта 2017 г.
Третья часть всех ветров
Третья часть
всех ветров
Страницы истории ветроэнергетики
-
__________ Древнейшие времена________________________________
- В начале был парус
- ...а потом покатилось
- Люди бьются за металл
- Герон на выдумки горазд
- И всё-таки, почему она вертится? ___________ Первые ветряные мельницы IX - XIII вв.___________
- Мели, Емеля
- Всё изобрели в Китае
- Вертись, лёжа на боку
- Стой, пока ветер не переменится ___________ Эволюция ветряных мельниц XIII - XIX вв._________
- Экономика должна быть экономной
- Мой дом -- моя мельница
- О борьбе с уклонизмом
- Не взлетим, так поплаваем
- Держи ось по ветру
- Раззудись, плечо!
- Первоинженер
- Ветер свободы
- Крылья, ноги и хвосты ___________ Первые ветрогенераторы конец XIX - начало XX вв._
- Слуги дьявола на чёртовой мельнице
- Для дома, для семьи
- Чому я не сокiл
- Синоптик датский
- С душою прямо гёттингенской
- Это теорема, теорема Бетца, вам говорят
- Третья часть всех ветров
- У пожарных дел полно
- Тот ещё Жуковский
- Одноглазый основатель
- Вихри враждебные ___________ Ветрогенераторы 20-30-х г. ХХ века_______________
- Две лопасти хорошо, а три лучше
- Курские
- Подмосковные
- Рубить концы
- Переходное звено
- Небо над Берлином
- Туннель в небо
- На Дедушкином Бугре
- Сильнее стали
- Журавль в небе
- Синица в руках ___________ Ветрогенераторы 40-60-х годов ХХ века____________
- Родителей не выбирают
- Матрёшка
- Эоланка
- Ветряк острова Богё
- Фирма вяжет веники
- Семь тощих лет ___________ Второе рождение ветроэнергетики 1973 год ________
- Судный день
- Республика Твинд
- Отлить в стекловолокне
- Битва титанов
- Удар тени
- На голубых экранах
- Фанера над Ютландией
- Плотники и родоначальники
- Принесённые ветром
- Сыны ошибок трудных ___________ Калифорнийская ветряная лихорадка 1983 год ______
- Калифорнийская ветрянка
- Парк Калифорнийского периода
- Мал да удал
- Большой набит лапшой
- Шведские спички
- Солёный ветер
- От звонка до звонка ___________ Создание современных ветрогенераторов 1987 год___
- Бедность -- порок
- Прогрессоры и дауншифтеры
- Лететь одним крылом
- Уходим в море
- Без шестерёнок
- Звёздный десант
- По гамбургскому счёту ___________ Преодоление мегаваттного рубежа 1997 год_________
- Лихие 90-е
- Уходим в цифру
- Остаться должен только один
- Олимпийская смена
- Последние будут первыми
- Некому берёзу заломати
- Горшочек, не вари!
- Конец прекрасной эпохи ___________ Послесловие _____________________________________
- Ветер в лицо
пятница, 10 марта 2017 г.
Большой набит лапшой
And if the bowl had been stronger,My song would have been longer.Mother Goose
![]() |
| Строительство GROWIAN, 1982 год. |
![]() |
| Внутреннее устройство гондолы GROWIAN. Из рекламного проспекта проекта. |
Строительную площадку выбрали на севере Германии или, с географической точки зрения, на юге Ютландии, неподалёку от побережья. Ветряк заработал в октябре 1983 года, внешне он напоминал увеличенную копию StGW 34, но прежде небывалая мощность в 3 мегаватт потребовала внесения изменений в конструкцию. Как можно видеть на самой первой картинке поста, гондола крепилась на башне сверхоригинальным образом, не практиковавшемся ни до, ни после. Она была насажена на пустотелый стержень башни как мясо на шампур и могла ездить вверх и вниз по этой макаронине. Видя такие решения, поневоле начинаешь подозревать конструкторов в глумлении и непристойных намёках. Другое столь же изобретательное и несильно результативное нововведение нам уже знакомо по американскому опыту, это шарнирное крепление ветряного колеса, "качельки". Также были "усилены" лопасти; стеклопластик выполнял лишь роль внешней обшивки, формирующей аэродинамическую поверхность, несущим был стальной лонжерон.
![]() |
| Сечение лопасти GROWIAN. Из рекламного проспекта фирмы. |
Основные параметры ветроустановки получились следующие:
Ротор
- Диаметр 100,4 метра
- 2 лопасти, на "качельках"
- вес каждой лопасти 28 тонн
- треугольные в плане
- аэродинамический профиль FX-77-W-series
- скорость вращения 18,5±15% об/мин
- регулировка угла атаки по всему размаху лопасти
- угол конусности лопастей 9°
- наклон оси ротора 10°
- высота оси 100 метров
- заветренное расположение (на корме гондолы)
Редуктор
- двухступенчатый планетарный
- передаточное отношение 81
- параллельная конфигурация осей
Генератор
- асинхронный переменного тока 50 Гц
- 3000 кВт активной мощности
- 1500±15% об/мин
- 6300 В
Гондола
- активное управление курсовым углом
- сервопривод
- пустотелый стальной цилиндр
- высота 100 метров
- общая масса с оборудованием 559 тонн
Рабочие характеристики
- минимальная скорость ветра 5,4 м/с
- номинальная скорость ветра 12 м/с
- максимальная скорость ветра 24 м/с
- полное время работы 420 часов
![]() |
| Расчётная кривая мощности. Из рекламного проспекта проекта. |
Проработал GROWIAN года три, точнее сказать сложно. Как видно из таблицы, чистое время работы составило всего 420 часов, т.е., менее 2% от общего. Уже через год примерно раздались голоса пощадить и умертвить бедняжку. Болело у него всё. В 1987 году на его месте был разбит новый ветропарк.
![]() |
| Устройство малого ветряка. Из рекламы фирмы AEROMAN. |
Свойства таких игрушечных вертушек уже были хорошо известны. Их имело бы смысл строить, чтобы обкатать на них технические решения, которые можно было бы потом использовать при создании ветряков средней мощности. На машинах средней мощности обкатать решения для больших машин, и только потом начать строительство большой машины, тут же маленькие строили параллельно с большим, что делало бессмысленным и то, и другое. И все всё понимали... Однако, электриков тоже можно понять; процесс создания промышленной ветроэнергетики занял бы неопределённо большое время, потребовал бы существенных финансовых затрат, а результат не был бы гарантирован. До сих пор, например, не имеет удовлетворительного практического решения проблема неравномерности выхода ветроэнергии. Электричество же Германии было нужно прямо сразу.
Волынку тянули до 1986 года, и вроде бы уже поставили крест на ветре и строительство атомных станций шло полным ходом (с 1980 по 1986 гг. мощности атомных станций в Германии увеличились втрое), но тут важный вклад в развитие альтернативных источников энергии внёс СССР, от которого подобного никак не ожидали. В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, после чего в Германии введение в строй новых атомных станций прекратилось, зато повысился интерес к ветру, история сделала ещё один круг. Но... деньги-то уже были бездарно потрачены, время потеряно. 10 лет, примерно. Никогда ещё мошенничество не приносило ничего хорошего. Не хотели создавать рабочий ветрогенератор, могли бы потратиться на повышение безопасности атомных станций, на разъяснение проблем, стоящих перед развитием ветроэнергетики, на борьбу с засухой в Сомали, наконец, а получилось как всегда: ни себе, ни людям.
![]() |
| Заброшенная стройка АЭС в Штендале (Stendal). |
вторник, 7 марта 2017 г.
вторник, 28 февраля 2017 г.
Подписаться на:
Комментарии (Atom)















